Астрономия и космос

Телескоп Хаббл нашел самое большое скопление галактик

В 2014 году астрономы, использующие космический телескоп NASA / ESA Hubble, обнаружили, что этот огромный галактический кластер содержит массу в ошеломляющие три миллиона миллиардов солнечных масс (три квадриллиона), поэтому неудивительно, что он получил прозвище «Эль Гордо» («Толстый» на испанском). Известный официально как ACT-CLJ0102-4915, он является самым большим, самым горячим и ярким рентгеновским галактическим кластером, когда-либо обнаруженным во Вселенной.

Галактические скопления — это самые большие объекты во Вселенной, которые связаны гравитацией. Они формируются за миллиарды лет, когда небольшие группы галактик медленно объединяются.

В 2012 году наблюдения из очень большого телескопа ESO, рентгеновской обсерватории NASA Chandra и Космического телескопа Атакама показали, что «Эль Гордо» фактически состоит из двух скоплений галактик, сталкивающихся со скоростью миллионы километров в час и находится от нас на расстоянии в семь миллиардов световых лет.

Образование скоплений галактик сильно зависит от темной материи и темной энергии; поэтому изучение таких скоплений может помочь пролить свет на эти неуловимые явления.

В 2014 году Хаббл обнаружил, что большая часть массы «Эль Гордо» скрыта в форме темной материи. Доказательства показывают, что «нормальное» вещество «Эль Гордо», в основном состоящее из горячего газа, яркого в области длины рентгеновского излучения, вырывается из темной материи при столкновении. Горячий газ замедляется, а темная материя — нет.

Это изображение было сделано с помощью усовершенствованной камеры Hubble для Surveys и широкополосной камеры в рамках программы наблюдения RELICS (Reionization Lensing Cluster Survey). RELICS отобразили 41 массивное скопление галактик с целью найти самые яркие далекие галактики для предстоящего изучения их с помощью космического телескопа Джеймса Вебба.