Палеонтология

Палеонтологи открыли новый вид археоптерикса

Археоптерикс впервые был описан как «недостающее звено» между рептилиями и птицами в 1861 году и сегодня рассматривается как связь между динозаврами и птицами. Всего были найдены только 12 экземпляров, и все они из юрского периода, возрастом примерно 150 миллионов лет. Теперь д-р Мартин Кундрат и его соавторы определили новый вид археоптерикса — по имени А. альберсдерферри — который ближе к современным птицам в эволюционном плане.

Используя синхротронную микротомографию, палеонтологи изучили один из 12 образцов археоптерикса, известный как «образец №8».

«Этот представитель археоптерикса физически намного ближе к современной птице, чем к рептилии», — сказали исследователи. «Таким образом, он является эволюционным отличительным и достаточно разным, чтобы быть описанным как новый вид — Archaeopteryx albersdoerferi».

Некоторые из отличающихся скелетных характеристик Archaeopteryx albersdoerferi включают в себя слияние черепных костей, различных грудных костей (грудной клетки) и элементов крыла, а также усиленную конфигурацию запястий и пястных костей (кисти).

Эти характеристики больше видны у современных летающих птиц и не встречаются у более старых видов археоптерикса, которые больше напоминают рептилий и динозавров.

Образец номер восемь является самым молодым из всех 12 известных образцов, он появился позже примерно на полмиллиона лет. Эта разница в возрасте по сравнению с другими образцами является ключевым фактором при описании его как нового вида.

«В результате цифровой обработки окаменелостей мы обнаружили, что этот образец отличается от всех остальных», — сказал соавтор работы доктор Джон Наддс из Школы Земли и наук об окружающей среде в Манчестерском университете. «Он обладал скелетными приспособлениями, которые привели бы к значительно более эффективному полету».

«Мы обнаружили, что археоптерикс превратился в более совершенную птицу, лучше приспособленную к полетам, и мы описали образец как новый вид археоптерикса. Впервые многочисленные кости и зубы археоптерикса были изучены со всех сторон, включая раскрытие их внутренней структуры», — сказал доктор Кундрат.

Использование синхротронной микротомографии было единственным способом изучения образца, поскольку он сильно сжат многими фрагментированными костями, частично или полностью скрытыми в известняке.

«Наше исследование подтверждает, что археоптерикс является первой птицей, а не только одним представителем из целого ряда пернатых тероподовых динозавров, что некоторые исследователи предполагали в последнее время. Можно сказать, что археоптерикс возвращается на свое место в качестве первой птицы».

Martin Kundrát et al. 2019. The first specimen of Archaeopteryx from the Upper Jurassic Mörnsheim Formation of Germany. Historical Biology 31 (1); doi: 10.1080/08912963.2018.1518443