АнтропологияАрхеология

Неандертальцы обладали способностью воспринимать и воспроизводить человеческую речь

Эволюция языка и, в частности, языковых способностей неандертальцев - это давний вопрос человеческой эволюции

Неандертальцы — ближайшие родственники современного человека, обладали способностью воспринимать и воспроизводить человеческую речь, согласно новому исследованию, опубликованному международной междисциплинарной группой исследователей, включая профессора антропологии Бингемтонского университета Рольфа Куама.

«Это одно из самых важных исследований, в которых я участвовал за свою карьеру», — говорит Рольф Куам. — Результаты убедительны и ясно показывают, что неандертальцы обладали способностью воспринимать и воспроизводить человеческую речь. Это одно из очень немногих текущих, продолжающихся направлений исследований, опирающихся на ископаемые свидетельства для изучения эволюции языка, печально известного сложного предмета в антропологии.»

Эволюция языка и, в частности, языковых способностей неандертальцев — это давний вопрос человеческой эволюции.

«В течение десятилетий одним из центральных вопросов в исследованиях эволюции человека был вопрос о том, присутствовала ли человеческая форма общения, разговорный язык, также у любого другого вида человеческого предка, особенно у неандертальцев», — говорят ученые. Последнее исследование реконструировало то, как неандертальцы слышали, чтобы сделать некоторые выводы о том, как они могли общаться.

Исследование опиралось на компьютерную томографию высокого разрешения для создания виртуальных трехмерных моделей ушных структур у Homo sapiens и неандертальцев, а также более ранних окаменелостей со стоянки Атапуэрка, представляющих предков неандертальцев.

Данные, собранные на 3-D моделях, были введены в программную модель, разработанную в области слуховой биоинженерии, для оценки слуховых способностей до 5 кГц, которая охватывает большую часть частотного диапазона звуков современной человеческой речи. По сравнению с окаменелостями Атапуэрки, неандертальцы демонстрировали несколько лучший слух в диапазоне 4-5 кГц, больше напоминая современных людей.

Кроме того, исследователи смогли вычислить частотный диапазон максимальной чувствительности, технически известный как занятая полоса пропускания, у каждого вида. Занятая полоса пропускания связана с системой связи, так что более широкая полоса пропускания позволяет использовать большее количество легко различимых акустических сигналов в устной коммуникации вида.

Это, в свою очередь, повышает эффективность коммуникации, способность донести четкое сообщение в кратчайшие сроки. Неандертальцы демонстрируют более широкую полосу пропускания по сравнению со своими предками из Атапуэрки.

«Наличие сходных слуховых способностей, особенно пропускной способности, свидетельствует о том, что неандертальцы обладали коммуникационной системой, которая была столь же сложной и эффективной, как и современная человеческая речь.» — говорят исследователи.

«Одним из других интересных результатов исследования было предположение, что неандертальская речь, вероятно, включала в себя повышенное использование согласных», — сказал Рольф Куам. «Большинство предыдущих исследований речевых способностей неандертальцев было сосредоточено на их способности производить основные гласные в английском разговорном языке.

-Однако мы считаем, что этот акцент неуместен, поскольку использование согласных — это способ включить больше информации в голосовой сигнал, а также отделяет человеческую речь и язык от паттернов коммуникации почти у всех других приматов. Тот факт, что наше исследование раскрыло это, является действительно интересным аспектом исследования и представляет собой новое предположение относительно лингвистических способностей наших ископаемых предков.»

Таким образом, неандертальцы обладали аналогичной нам способностью производить звуки человеческой речи, и их ухо было «настроено» на восприятие этих частот. Это изменение слуховых способностей у неандертальцев, по сравнению с их предками из Атапуэрки, соответствует археологическим свидетельствам все более сложных поведенческих моделей, включая изменения в технологии каменных орудий, одомашнивание огня и возможные символические практики.

Таким образом, исследование дает убедительные доказательства в пользу коэволюции все более сложных форм поведения и повышения эффективности речевого общения на протяжении всей эволюции человека.

Исследование «Неандертальцы и современные люди имели сходные слуховые и речевые способности» было опубликовано в журнале Nature Ecology and Evolution.