‘АЛЛА̄Ф

0 99

’АЛЛА̄Ф Абӯ ал-Хуз̱айл Мух̣аммад ибн ал-Хуз̱айл, ал (ок. 749/753, Басра, Ирак – ок. 840/849, Самарра, там же) – арабо-мусульманский философ, крупнейший представитель мутазшштской школы калама. В 818 перебрался в Багдад, где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Ма’мӯну (правил 813–33), при котором ряд теологических положений мутазилизма был включен в поддерживаемую государством доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50 сочинениях ал-‘Алла̄фа, из которых ни одно не сохранилось. В большинстве своем они носили полемический характер и отражали дискуссии, которые ал-‘Алла̄ф активно вел с другими религиями (иудаизмом, христианством, зороастризмом), с различными мусульманскими школами (хашавитами-буквалистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабритами-фаталистами, мурджиитами и др.) и со своими единомышленниками-мутазилитами (особенно ан-Наз̣з̣а̄мом).
Мутазилитская традиция приписывает ал-‘Алла̄фу разработку «пяти принципов», общих дня всех мутазилитов и служащих критерием их идентификации (в кавычках даются традиционные краткие названия этих принципов): «единство» Бога; божественная «справедливость»; обязанность для Бога осуществлять Свои «обещание и угрозу» (что исключает какое-либо заступничество или прощение); квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех как находящегося в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской общины – безопасность жизни и имущества, наследование другим мусульманам, но не может стать халифом или имамом; в потусторонней жизни – если он не успел покаяться до своей кончины — обречен на адские муки вместе с неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для последних); «повеление добра и запрещение зла».
Ал-‘Алла̄ф заложил основы мутазилитской философии. По-видимому, он был первым мутазилитом, который в противовес ан-Наз̣з̣а̄му отстаивал финитизм (утверждение о существовании предела делимости тел, т.е. о существовании атома). Финитистский подход Ал-‘Алла̄ф распространял на эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж.Ибн С̣афва̄ном) конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно некоторым источникам, Ал-‘Алла̄ф придерживался прошиитской ориентации.
Литература:
1.  ал-Гура̄бӣ А.М. Абӯ ал-Хуз̱айл Ал-‘Алла̄ф. Каир, 1949;
2.  Frank R.M. The Metaphysics of Created Being According to Abu-l-Hudhayl al-Allaf. Istanbul, 1966.
Т.Ибрагим
 
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x