Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов осуществляется в рамках криминологической экспертизы нормативных правовых актов

0 97

Нормативно-правовые и организационные основы противодействия коррупции в Республике Беларусь. Субъекты противодействия коррупции в Республике Беларусь.
I) Основным нормативным актом, посвященным организационным основам противодействия коррупции в Республике Беларусь, является Законе Республики Беларусь № 165-з 2006 года «О борьбе с коррупцией».
В Законе «О борьбе с коррупцией»:
¨ содержится определение понятия коррупции (ст.1);
¨ содержится определение и виды государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст.1);
¨ раскрываются понятие субъектов правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений (ст.1);
¨ раскрывается системы мер борьбы с коррупцией (ст. 5);;
¨ устанавливается система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией (гл. 2);
¨ определяются меры предупреждения коррупции (гл. 3);
¨ закрепляется перечень правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений (гл. 4);
¨ устанавливаются меры по устранению последствий коррупционных правонарушений (гл. 5);
¨ определяются меры по контролю и надзору за деятельностью по борьбе с коррупцией (гл. 6).
II) Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией является Генеральная прокуратура Республики Беларусь. В целях обеспечения организации борьбы с коррупцией Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
¨ аккумулирует информацию о фактах, свидетельствующих о коррупции;
¨ анализирует эффективность применяемых мер по противодействию коррупции;
¨ координирует правоохранительную деятельность иных государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;
¨ осуществляет надзор за исполнением руководителями государственных органов и иных организаций требований Закона «О борьбе с коррупцией» и иных актов законодательства Республики Беларусь в сфере борьбы с коррупцией и в случае выявления правонарушений принимает меры по привлечению лиц, их совершивших, к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь;
¨ готовит предложения по совершенствованию правового регулирования борьбы с коррупцией;
¨ осуществляет иные полномочия в сфере борьбы с коррупцией, установленные законодательными актами Республики Беларусь.
Борьбу с коррупцией в Республике Беларусь осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвуют: Следственный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации.

Смотрите также  Предел последовательности. Предельная точка последовательности

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь О борьбе с коррупцией» координация деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией, осуществляется Координационным совещанием по борьбе с преступностью и коррупцией, деятельность регламентируется Указом Президента Республики Беларусь 17 декабря 2007 г. № 644.
Координационное совещание образуется в целях осуществления на основе анализа правоприменительной практики согласованных действий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции.
Работу координационных совещаний организуют Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур.

В Республике Беларусь действуют:
¨ республиканское координационное совещание;
¨ координационные совещания в областях и г. Минске;
¨ координационные совещания в районах, районах в городах, городах;
¨ координационные совещания в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, и на транспорте.
Председателями координационных совещаний являются Генеральный прокурор Республики Беларусь и нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур. Заседания координационного совещания созываются его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения координационного совещания являются обязательными для выполнения государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, государственными органами и иными организациями, участвующими в борьбе коррупцией, и их должностными лицами.
Основными задачами Координационного совещания является следующее:
¨ состояния и динамики преступности, тенденции и закономерности изменения криминогенной ситуации, прогнозная оценка с учетом результативности проводимой работы по соблюдению законности и обеспечению правопорядка;
¨ вырабатка комплекса согласованных оперативно-тактических и организационных мер по нейтрализации негативных изменений криминогенной ситуации, повышению эффективности деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию правонарушений;
¨ содействие выполнению мероприятий государственных программ в сфере борьбы с преступностью и коррупцией;
¨ оценка эффективности правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;
¨ привлечение специалистов (ученых) в области правоохранительной деятельности для подготовки аналитических материалов и согласованных предложений по совершенствованию правового, криминологического и криминалистического обеспечения деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией;
¨ практики выполнения международных договоров Республики Беларусь в сфере борьбы с преступностью и коррупцией, организация внедрения положительного зарубежного опыта борьбы с преступностью и коррупцией в правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и в деятельность по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией;
¨ организация освещения актуальных проблем борьбы с преступностью и коррупцией в средствах массовой информации.
Тема № 7.
Антикоррупционная криминологическая экспертиза нормативных правовых актов
Вопрос № 1. Правовая регламентация антикоррупционной криминологической экспертизы нормативных правовых актов в Республике Беларусь.Криминологическая экспертиза проводится на предмет выявления в направленном на экспертизу проекте нормативного правового акта норм, реализация которых может повлечь возникновение криминогенных последствий в финансово-экономической сфере, в сферах правоохранительной деятельности (включая борьбу с преступностью и коррупцией), государственной службы, социальной защиты, здравоохранения, образования, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и других сферах общественных отношений, а также в целях разработки и внесения научно обоснованных предложений об устранении выявленных в проекте закона недостатков, способствующих возникновению таких рисков.В зависимости от вида экспертного учреждения, проводящего криминологическуюэкспертизунормативных правовых актов, выделяются: государственная, общественная и научная криминологическаяэкспертиза.
Общественная криминологическая экспертиза проводится общественными объединения­ми врамках ихдеятельности. Научная криминологическая экспертиза проводится учреж­дениямиобразования и научно-исследовательскими учреждениями. Общественная и научная криминологическая экспертиза проводятся по поручению субъекта законодательной инициативы или по собственной инициативе общественными либо научнымиучреждениями. В настоящее проведение общественной и научной криминологическойэкспертизы проектов законов в Республике Беларусь нормативно не урегулировано.
Основанием для про­ведениягосударственной криминологической экспертизы является направление проектанормативногоправового акта соответствующим субъектом права законодательной иници­ативы. Порядок проведения государственной криминологической экспертизы определен Указом Президента Республики Беларусь № 244 от 29 мая 2007 года «О криминологической экспертизе». Осуществление криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов данным Указом Президента Республики Беларусь возложено на государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь».
Основными задачами криминологической экспертизы являются:
¨ объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правовых актов, соответствующее современному развитию криминологической науки;
¨ подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах правовых актов (правовых актах) недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера;
¨ формирование предусмотренного в правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь 6 июня 2011 г. № 230 «О мерах по совершенствованию криминологической экспертизы» проведение обязательной криминологической экспертизы осуществляется:
1. с 1 января 2012 г. – в отношении проектов правовых актов, принимаемых Советом Министров Республики Беларусь, и с 1 января 2015г. – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором:
¨ к гражданскому, гражданскому процессуальному, хозяйственному процессуальному законодательству,
¨ законодательству о финансово-кредитной системе, предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности.
¨ проектов правовых актов Комитета государственного контроля, Национального банка, Управления делами Президента Республики Беларусь.
2. с 1 января 2014 г. – в отношении проектов правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, и с 1 января 2017 г. – в отношении проектов правовых актов Президента Республики Беларусь относящихся в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь:
¨ к конституционному законодательству,
¨ законодательству о труде и занятости населения,
¨ о браке и семье,
¨ жилищному законодательству,
¨ законодательству о социальной защите и социальном страховании,
¨ о здравоохранении, в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта,
¨ об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов,
¨ в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности,
¨ об административных правонарушениях,
¨ к процессуально-исполнительному законодательству об административных правонарушениях,
¨ законодательству об уголовной ответственности, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному,
¨ таможенному законодательству.
Криминологическая экспертиза ранее принятых (изданных) правовых актов проводится по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры.
Обязательная криминологическая экспертиза не проводится в отношении проектов правовых актов:
¨ являющихся ненормативными;
¨ предусматривающих выражение согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров Республики Беларусь и поправок к ним;
¨ относящихся к локальным нормативным правовым актам, техническим нормативным правовым актам;
¨ содержащих государственные секреты, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
¨ по решению Президента Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x