АПОКАТАСТАСИС

0 208

АПОКАТАСТАСИС (греч. ἀποκατάστασις – возвращение в прежнее состояние, восстановление). Уже пифагорейцы считали, что должно осуществиться восстановление прежнего состояния (Simpl. ad Phyn. Ar. 732 Diclu). Гераклит говорил о периодичности круговорота огня. Стоики полагали, что возможно повторение событий и вещей в круговом движении мира. Марк Аврелий учил о периодическом возрождении души (On se ips. XI 1). В христианстве – учение об исполнении пророчества, о котором упоминает апостол Петр, говоря о рождении и крестной смерти Иисуса Христа; оно было впоследствии истолковано как пророчество о спасении и восстановлении человека: «…до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков» (Деян 3:21). У Оригена апокатастасис означает конечное спасение всех тварей и, следовательно, временность адских мук. Это учение, осужденное церковью на Константинопольском Соборе в 543, разделялось Григорием Нисским, Дидимом Александрийским, Евагрием Понтийским, Диодором Тарсийским, Феодором Мопсуестийским, Исааком Сириным и некоторыми другими представителями патристики. После Реформации оно было возрождено в ряде радикальных протестантских течений – у анабаптистов, моравских братьев, христодельфийцев, универсалистов. Является существенным элементом в теологии Ф.Шлейермахера. Учение о вечном возвращении развито в 19 в. Ф.Ницше.
Литература:
1. Ориген. О началах. Новосибирск, 1993;
2. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995;
3. Исаак Сирин. О божественных тайнах и духовной жизни: Новооткрытые тексты. М., 1998;
4. Илларион (Алфеев), иером. Мир Исаака Сирина. М., 1998;
5. Mehat А. Аросаtastasis, Origene, Clement d’Alexandrie, Act. 3;
6. Riemann О. Die Lehre von der Apokatastasis, 1889. 21. – «Vigiliae Christianae», 1956, № 10, November, p. 196–214;
7. Mueller G. Origenes und die Apokatastasis. – «Theologische Zeitschrift», 1958, 14, S. 174–190;
8. Siniscalco P. Apokatastasis nella letteratura cristiana fino a Ireneo. – «Studia Patristica», 1961, 3, p. 380–396;
9. Mehat A. Apokatastasis chez Basilide. – Melanges d’histoire des religions offerts a Henri-Charles Puech. P., 1974, p. 365–373;
10.  Crouzel H. Differences entre les ressuscites selon Origene. –«Jahrbuch für Antike und Christentum» 9, supp. Gedenkschrift für A.Stoiber, 1982, S. 107–116.
H.В.Шабуров
 

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x