АРСЕНЬЕВ

0 86

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич [16 (28) мая 1888, Стокгольм – 18 декабря 1977, Нью-Йорк] – русский философ-культуролог, историк религии. Родился в дворянской семье, сын дипломата. Школьное образование получил в Московском лицее; испытал огромное влияние С.К.Трубецкого и атмосферы русского религиозно-философского ренессанса нач. 20 в. В Московском университете (1905–10) учился уже со сложившимся мировоззрением, которое определял как философию сердца. Арсеньев активно посещал философские кружки и салоны: Психологическое общество, Религиозно-философское памяти Вл.Соловьева, «Кружок ищущих духовного просвещения». В 1910–12, после оставления для подготовки к профессорскому званию, учился в университетах Мюнхена, Фрейбурга и Берлина, сдал магистерские экзамены и в 1914 избран доцентом Московского университета. В 1918–19 профессор Саратовского университета. В 1919 дважды арестовывался. В 1920 эмигрировал. Профессор Кенигсбергского (с 1921) и православного факультета Варшавского (1926–38) университетов. В 1944 переехал в Париж, преподавал в Сорбонне. С 1948 работал в Св.-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Видный участник экуменического движения, был приглашен в качестве наблюдателя на II Ватиканский собор. Большинство сочинений посвящены истории религиозно-мистических движений в античности и христианстве («В поисках Абсолютного Бога». М., 1910; «Плач по умирающем Боге». М., 1912; «Платонизм любви и красоты в литературе эпохи Возрождения». – «Журнал Министерства народного просвещения». 1913, январь и февраль). История духовных поисков человечества – это непрерывное искание реального, «подлинного бытия» («Жажда подлинного бытия». Берлин, 1922), это жажда Христа. Воплощенное Слово Божие есть центр истории мира. К нему сходятся и от него расходятся все лучи. В Логосе исполняются все обетования Божий, в нем осуществляется план Божий, раскрывается и входит в мир воплощенная Любовь Божия – основоположный закон бытия всего мира.
Сочинения:
1. О современном положении христианства. Варшава, 1927;
2. О литургии и таинстве Евхаристии. Париж, 1928;
3. Die russische Literatur der Neuzeit und Gegenwart. Mainz, 1929;
4. Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933;
5. Из жизни Духа. Варшава, 1935;
6. Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт-на-Майне, 1959;
7. Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959;
8. О Жизни Преизбыточествующей. Брюссель, 1966;
9. Единый поток жизни. К проблеме единства христиан. Брюссель, 1973;
10.  О красоте и мире. Мадрид, 1974.
Литература:
1. Плетнев Р. Н.С.Арсеньев. – В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975;
2. Филонова Л.Г. Николай Сергеевич Арсеньев. – В кн.: Русские философы. М., 1993;
3. Хализев В.Е.Арсеньев как философ, культуролог и литературовед. – «Литературное обозрение», 1994, № 1–2.
А.И.Абрамов
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x