БОБРОВ

0 78

БОБРОВ Евгений Александрович [24 января (5 февраля) 1867, Рига – 12 марта 1933, Ростов-на-Дону] – русский религиозный философ, историк русской философии и общественной мысли. Окончил историко-филологическое и философское отделения Юрьевского (Дерптского) университета (1889), где под руководством Г.Тейхмюллера защитил диссертацию «Отношение искусства к науке и нравственности» (1895). Преподавал в Юрьевском (1893–96), Казанском (1896–1903) и Варшавском (1903–15) университетах, с 1917 профессор Донского университета. Как философ Бобров сформировался в атмосфере русского лейбницианства, сторонник панпсихизма и персонализма А.А.Козлова. Автор опубликованного в Трудах Московского психологического общества перевода «Монадологии» Лейбница (т. 4, 1890); ему принадлежат также исследование «Новая реконструкция монадологии Лейбница» (1896) и «Этюды по метафизике Лейбница» (1905). Сформулировал собственную систему «критического индивидуализма», согласно которой человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности, или индивида. Проблемам онтологии посвящены работы «О понятии бытия. Учение Г.Тейхмюллера и А.А.Козлова» (1898), «Бытие индивидуальное и бытие координальное» (1900). Понятие бытия координального было философским открытием Боброва, который добавил его к трем уровням бытия Тейхмюллера – идеальному, реальному, субстанциальному. Координация понимается им как верховная форма бытия; «мысль есть координация элементов сознания. Личность есть координация функций между собою и с «я». есть координация существ между собою и с Богом» (Бытие индивидуальное… с. 154). Важное значение имеет историко-философское исследование Боброва «Философия в России. Материалы, исследования и заметки» (в. 1–6, 1899–1902), в котором в структуре русского философствования вычленяется «школьная философия» со схоластикой и вольфианством, а также вольтерьянство, мистицизм, масонство, материализм, позитивизм, спиритизм. Боброву принадлежат также многочисленные работы по истории русской литературы.
Сочинения:
1. О понятии искусства. Умозрительно-психологическое исследование. Юрьев, 1894;
2. О самопознании. Казань, 1898;
3. Из истории критического индивидуализма. Казань, 1898;
4. К 100-летней годовщине смерти Иммануила Канта. Варшава, 1904;
5. Логика Аристотеля (исторический и критический этюд). Варшава, 1906;
6. Дела и люди. Юрьев, 1907;
7. Философские этюды, т. 1–4. Варшава, 1911;
8. Историческое введение в логику. Варшава, 1913;
9. Историческое введение в психологию. СПб. – Варшава, 1913;
10.  Заметки по истории русской литературы, просвещения и культуры. Варшава, 1913;
11.  История философии. Варшава, 1915.
А.И.Абрамов
 

Смотрите также  «ЧАРАКА-САМХИТА»
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x