БРЮНСВИК

0 86

БРЮНСВИК (Brunschvicq) Леон (10 ноября 1869, Париж – 18 января 1944, там же) – французский философ и методолог науки, профессор философии в лицеях Лориена (1891–93), Тура (1895), Руана (1900), профессор в Сорбонне, член Академии моральных и политических наук. Основная задача философии, по Брюнсвику, – дать критический анализ наук, преодолеть разрыв между опытом и постулатами, фактами и теорией. Брюнсвик противостоит, с одной стороны, эмпирическому позитивизму, а с другой – метафизическому рационализму. Философия рассматривается им как интегральное знание, познание познания, осуществляющееся в живой, духовной деятельности. Анализируя модальность суждений, Брюнсвик интерпретирует суждение как акт, конституирующий познание и утверждающий бытие. Тем самым он переводит метафизику в гносеологию, где центральной проблемой является осмысление внутренней, душевной жизни человека (intériorité) как единства теоретического и практического разума, как действенного и истинного идеала науки и морали. В работе «Введение в духа» (1900) Брюнсвик выдвигает в центр философии понятие духа, трактуя философию как размышление духа о самом себе, а искусство как воплощение духа в произведениях. Душа – критерий и источник всего прекрасного. Гуманность – посредствующее звено между индивидом и духом. Рационализм Брюнсвика имеет явно интеллектуалистский характер, что приводит его к противопоставлению понятия и созерцания и к абсолютизации роли понятия в познании. Эта интеллектуалистская линия отчетливо выражена в его книге «Современный идеализм» (1905) и особенно в работе «Этапы философии математики» (1912), которая посвящена взаимоотношениям философии и математики в их историческом развитии. Для него не приемлемы ни критерий логической, ни критерий эмпирической очевидности. Он называет их идолами, с которыми следует бороться. Подобно Канту, он исходит из мысли о том, что опыт без разума слеп, разум без опыта пуст, настаивая на взаимосвязи между опытом и разумом. Эта линия критика эмпиристской трактовки опыта продолжена им в книге «Человеческий опыт и причинность» (1922), где противопоставляется опыт эмпиризма опыту рационализма как человеческому опыту. Брюнсвик называет свою философию философией мышления, задача которой – постичь связь между различными мировоззрениями, раскрыть путь духовного развития человечества, найти пути объединения внутреннего (intériorité) и внешнего (exteriorite), которые он видит в солидарности. Тем самым философия духа перерастает у Брюнсвика в философию истории, где вычленяются различные культуры и этапы в прогрессе сознания, свободного движения духа, освобождающего человека от субъективизма И материализма и увеличивающего содержание духовной жизни.
Сочинения:
1.  La modalité du jugements. P., 1897;
2.  Introduction à la vie de l’esprit. P., 1900;
3.  L’idéalisme contemporaine. P., 1905;
4.  Les etapes de la philosophie mathématique. P., 1912;
5.  L’experience humaine et la causalité. P., 1922;
6.  Le progrès de la conscience dans la philosophie occidentale, vols. 1–2, 1927;
7.  La raison et la religion. P., 1939.
А.П.Огурцов
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x