Что представляет собой бюджетная процедура?

0 135

В каком порядке осуществляется процедура санкционирова­ния?
Процедура санкционирования распространена незначительно — (ст. 105, 161, 190 Договора о ЕС), ее характерной чертой является ключевая роль Европейского парламента в процессе принятия реше­ний.
Процедура санкционирования протекает аналогично процедуре консультаций, но, в отличие от последней, Совет запрашивает не мнение Европейского парламента по проекту решения, а согласие, санкцию на утверждение решения. В случае отрицательного ответа Европейского парламента решение отклоняется.
Описанный выше порядок олицетворяет так называемую пози­тивную процедуру санкционирования. Договору о ЕС известна также негативная процедура санкционирования (ст. 195), в которой Совет и Европейский парламент как бы меняются местами — Европейский парламент запрашивает одобрение и полномочен утверждать реше­ние, а Совет дает санкцию на утверждение решения.
Вместе с процедурой совместного принятия решений, процедура санкционирования является процедурой, в которой роль Европей­ского парламента наиболее высока.Наряду с основными правотворческими процедурами большое значение имеет процедура принятия бюджета Европейского Союза. Она изложена в ст. 272 Договора о ЕС. Специфика бюджетной про­цедуры предопределена разделением бюджетных расходов на обяза­тельные и необязательные.
Предварительный проект бюджета составляется Комиссией и на­правляется в Совет, где проходит утверждение квалифицированным большинством голосов и в качестве окончательного проекта бюджета направляется в Европейский парламент на одобрение не позднее 5 октября года, предшествующего году исполнения бюджета.
Если Европейский парламент в течение 45 дней после получения проекта одобрит или не рассмотрит проект бюджета, то бюджет счи­тается принятым. Европейский парламент также может простым большинством голосов внести поправки в статьи необязательных расходов бюджета и/или абсолютным большинством голосов пред­ложить модификации статей обязательных расходов.
После этого в течение 15 дней Совет может согласиться с поправ­ками и модификациями Европейского парламента или даже в опре­деленных случаях не рассматривать их и утвердить бюджет.
Однако возможен и другой вариант. Совет квалифицированным большинством может модифицировать поправки Европейского парла­мента и/или, в зависимости от того, ведут ли модификации Европей­ского парламента к увеличению расходов института или нет, не прини­мать такие модификации (что равносильно отклонению) или квалифи­цированным большинством отвергнуть их, а также изменить их.
При последнем варианте развития событий проект бюджета воз­вращается обратно в Европарламент. Европейский парламент в тече­ние 15 дней может изменить или отклонить модификации Совета большинством в 3/5 голосов или не рассматривать проект бюджета и утвердить его.

Смотрите также  Конституционно-правовой статус государства

Европейский парламент может также отклонить бюджет в целом большинством в 2/з голосов, как указывает ст. 272 Договора о ЕС, «руководствуясь важными аргументами».
Как видно, процедура принятия бюджета в Европейском Союзе отличается от других законодательных процедур, что характерно и для бюджетных процедур в государствах-членах. Другое дело — бюд­жетные процедуры демократических государств, предоставляющие органам, непосредственно избираемым гражданами, широкие воз­можности влиять на структуру расходов в процессе обсуждения. Бюджетная процедура в Европейском Союзе не предоставляет таких возможностей Европейскому парламенту в полном объеме.
Гармоничное прохождение бюджетной процедуры сегодня во многом предопределено реализацией положений Межинституцион­ного соглашение от 6 мая 1999 г. между Европейским парламентом, Советом и Комиссией о бюджетной дисциплине и совершенствова­нии бюджетной процедуры, которое предусматривает консультации сторон как заранее, так и в рамках бюджетного процесса.
76. Как заключаются соглашения Европейского Союза с иностран­ными государствами и международными организациями?
В Европейском Союзе существуют две специальные правотворче­ские процедуры, оформляющие процесс присоединения Союза к меж­дународным договорам. Первая процедура применяется при заклю­чении международных соглашений Европейским сообществом, т.е. в рамках полномочий по первой опоре. Вторая — при заключении ме­ждународных договоров для реализации целей и задач общей внеш­ней политики и политики безопасности, а равно сотрудничества по­лиций и судов в уголовно-правовой сфере, т.е. при реализации пол­номочий по второй и третьей опоре.

Описанию процедуры заключения международных договоров Европейским сообществом посвящена ст. 300 Договора о ЕС. Она применяется в случаях, когда Договор предусматривает возможность заключения соглашений между Сообществом и одним или несколькими государствами или международной организацией.
Процедура инициируется Комиссией с предоставлением Совету рекомендаций относительно заключения международного соглаше­ния. Рассмотрев рекомендации, Совет уполномочивает квалифици­рованным большинством голосов Комиссию на ведение переговоров. Комиссия проводит соответствующие международные переговоры, консультируясь в их процессе со специальными комитетами, назначенными Советом для выполнения этой задачи.
По окончании переговоров Совет заключает международный до-вор. По общему правилу используется процедура консультаций.
При этом Совет в зависимости от срочности вопроса может устано­вить срок для дачи заключения Европейским парламентом. Пропуск срока позволяет Совету действовать в отсутствие такого заключения. Совет утверждает решение о заключении договора квалифицирован­ным большинством голосов, кроме случаев заключения соглашений, учреждающих ассоциацию, и соглашений, охватывающих сферу, в которой необходимо единогласие для принятия внутренних норм. В таком случае в Совете требуется единогласие.
Существуют также исключения из общего правила об использо­вании процедуры консультаций при заключении международных со­глашений ЕС. В ряде случаев применяется процедура санкциониро­вания (позитивная). Такими случаями являются:
— заключение соглашений, учреждающих ассоциацию;
— заключение других соглашений, устанавливающих особые институциональные рамки путем организации процедур сотрудниче­ства;
— заключение соглашений в рамках общей торговой политики;
— заключение соглашений, имеющих важное бюджетное значе­ние для Сообщества;
— заключение соглашений, влекущих внесение поправок в акт, утвержденный на основе процедуры совместного принятия решений.
Срок получения согласия Европейского парламента может быть специально оговорен Советом и самим Европейским парламентом.
Процедура заключения международных договоров ЕС допускает несколько факультативных стадий. Первая такая стадия имеет место в случае, когда заключаемое соглашение влечет за собой внесение поправок в Договор о ЕС. До заключения соглашения такие поправ­ки должны быть приняты в соответствии с процедурой, применяе­мой для внесения изменений в учредительные акты Союза и изло­женной в ст. 48 Договора о Европейском Союзе.
Другая факультативная стадия имеет место, когда Совет, Комис­сия или государства-члены обращаются в Суд за заключением о том, является ли намечаемое соглашение совместимым с положениями Договора о ЕС. В случае отрицательного заключения Суда соглаше­ние может вступить в силу только в соответствии со ст. 48 Договора о Европейском Союзе.
Примечательной особенностью процедуры заключения междуна­родных соглашений ЕС является то, что она включает в себя другие правотворческие процедуры. Специфика присоединения к междуна­родным договорам выступает в качестве своего рода надстройки для одной из общих процедур, используемых в, зависимости от конкрет­ного случая.
Процедура заключения международных договоров Европейско­го Союза в сферах ОВПБ и СПСО закрепляется в ст. 24 Договора о 134
Европейском Союзе. Она осуществляется следующим образом. Со­вет единогласно предоставляет председательствующему государст­ву-члену полномочия начать переговоры о заключении необходи­мого соглашения. Председательствующее государство-член при со­действии Комиссии проводит соответствующие переговоры. По окончании международных переговоров председательствующее го­сударство-член представляет Совету рекомендацию о заключении международного договора. Совет, основываясь на этой рекоменда­ции, решением, принятым единогласно, заключает такой договор.
Следует отметить, что если международные договоры Европейско­го сообщества безоговорочно обязательны для всех институтов Сооб­щества и государств-членов (§ 7 ст. 300 Договора о ЕС), то междуна­родные соглашения Союза в сферах ОВПБ и СПСО могут применять­ся к государствам-членам с исключениями. Во-первых, представитель государства-члена в Совете может заявить, что он должен подчиняться собственным конституционным процедурам, и тогда соглашение не будет являться обязательным для представляемого им государст­ва-члена. Во-вторых, другие члены Совета в этом случае могут согла­ситься с тем, что соглашение применяется к ним временно.
Следует обратить внимание на то, что Европейский парламент не принимает участия в процедуре заключения международных согла­шений в сферах ОВПБ и СПСО, а Совет занимает доминирующее положение. Роль Комиссии в этом случае незначительна.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x