ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ

0 242

ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ – особый вид философской литературы, раскрывающий философскую тему в инсценируемой беседе нескольких лиц. Основные его типы: исследовательский (включающий полемику); дидактический (увещательно-моралистический или популяризаторский); сатирический. Впервые получил распространение в индуистской литературе («Бхагавадгита», Упанишады).

В литературе раннего буддизма еще включен в повествовательный текст и имеет полемическую направленность, позднее – используется для популярно-дидактического изложения этики. В классической Греции 4 в. до н.э. впервые стал самостоятельным жанром с присущим ему недогматическим способом разъяснения философской мысли.

Сложился в кругах, близких к Сократу (т.н. сократический диалог), и был рассчитан преимущественно на школьную аудиторию (первые записанные диалоги принадлежали сократику Эсхину и основателям сократических школ Антисфену, Аристиппу, Евклиду, Федону). Полностью сохранились сократические диалоги платоновского корпуса и «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта.

Характерные черты сократического диалога – наличие повествовательной рамки, центральный образ Сократа; главный метод – приведение к противоречию тезиса оппонента, выражающего, как правило, общепринятое мнение (т.н. эленксис – опровержение); основной предмет рассмотрения – отдельные философские (чаще всего – этические) категории.

Классическая форма философского диалога, созданная Платоном, органически связана с диалектикой, которая из риторической техники ведения спора превращается в метод мышления и достижения истины. Однако по мере расширения позитивного содержания в диалогах Платона они начинают утрачивать исследовательский характер, все больше приближаясь к трактату.

После Платона философский диалог стал использоваться преимущественно в дидактических целях (Аристотель, перипатетики), постепенно вырождаясь в диатрибу и другие родственные жанры. Параллельно в русле кинической традиции возникает сатирический диалог (как пародия на сократический). Цицерон подражал Платону в тематике своих диалогов («О законах», «О государстве») и Аристотелю – в форме, однако на римской почве диалог не получил развития («диалоги» Сенеки близки к диатрибе).

Смотрите также  «БХАГАВАДГИТА»

В раннехристианской литературе диалог использовался как средство апологии, полемики, наставления (Юстин, 2 в.; Ориген, Мефодий Олимпский, 3–4 вв.; Кирилл Александрийский, Эней из Газы, 5 в.), однако и здесь, по мере кодификации ортодоксального вероучения, форма диалога становится все более условной, а содержание – авторитарно-дидактическим (Григорий Нисский, «О душе и воскресении»; Августин, «Об учителе»). Эта тенденция закрепляется в диалогах средневековья (Абеляр, Ансельм Кентерберийский и др.), в которых диалектика вновь становится техникой школьного диспута.

Новый расцвет философского диалога в 15 в. связан с деятельностью итальянских гуманистов, сознательно обращающихся к живым истокам диалектической традиции (Л.Бруни, Л.Валла, К.Ландино и др.); обычная структура гуманистического диалога: жанровая рамка и три речи (тезис, антитезис, синтез).

Начиная с Николая Кузанского, диалог выступает как гибкая и популярная (иногда – полемическая) форма изложения оригинальных философских идей, к которой, как правило, обращаются мыслители платонической ориентации (напр., Дж.Бруно, позже – Мальбранш, Шефтсбери, Беркли и др.). В нач. 19 в. диалог высоко ставился немецкими романтиками как форма адогматического философствования, близкая к жизни (Ф.Шлегель, А.В.Шлегель, Ф.В.Шеллинг, К.Зольгер). С кон. 19 в. диалог утрачивает свое прежнее значение как чисто философский жанр.

Литература:
1. Миллер Т.А. Мефодий Олимпский и традиция платоновского диалога. – В сб.: Античность и Византия. М., 1975, с. 175–194;
2. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог 15 в. – В сб.: Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976, с. 175–213;
3. Библер В.С. Еще один диалог Монологиста с Диалогиком. – «Архэ», вып. 1. Кемерово, 1993, с. 9–71;
4. Огурцов А.П. Диалектическая структура науки. М., 1988, с. 43–52;
5. Hirzel R. Der Dialog, Bd 1–2. Lpz., 1895;
6. Goldschmidt V. Les Dialogues de Platon. P., 1948;
7. Andrieu J. Le dialogue antique. P., 1954;
8. Hoffmann M. Der Dialog bei den christlichen Schriftstellern der ersten vier Jahrhunderte. В., 1966.
Т.А.Миллер, О.Б.Шаталова

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x