ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

0 78

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ, или Теодорик Тевтонский (Dietrich von Freiberg, Theodoricus Teutonicus de Vriberg) (ок. 1250, возможно, Фрейберг, Саксония – после 1310), – немецкий богослов, философ и ученый-оптик, монах-доминиканец, провинциал ордена в Германии (с 1293). Магистр теологии и преподаватель Парижского университета (с 1296/97). Главный философский труд – трилогия «О трех затруднительных вопросах» (De tribus diffïcilibus quaestionibus): «О блаженном узрении» (De visione beatifica), «Об одушевленности неба» (De animatione caeli), «Об акциденциях» (De accidentibus).
Стараясь согласовать неоплатоническое учение об эманации с христианским креационизмом с помощью идеи вечного творения мира Богом, Дитрих Фрейбергский, ссылаясь на Псевдо-Дионисия Ареопагита, выстраивает иерархическую цепочку уровней бытия, истекающую от Бога при посредстве Единого-Слова. Его учение о познании («Об интеллекте и интеллигибельном») родственно августиновскому и арабскому иллюминационизму. В отличие от потенциального интеллекта, пассивно восприемлющего интеллигибельные формы (Дитрих отождествляет его и «сокровенное ума» – abditum mentis – Августина), деятельный интеллект сам порождает и актуально постигает интеллигибельное, в т.ч. и собственную сущность, просвещаясь светом вечных божественных истин. А т.к. сущность его есть образ и подобие (exemplar et similitudo) бытия всего познаваемого, то деятельный интеллект знает все другие вещи так же, как он знает себя самого, и в таком же простом акте. Таково же и знание о мире Бога, который также в себе есть все бытие. Это учение оказало влияние на немецкую мистику (Экхарт, Таулер).
Естественно-научные сочинения Дитриха являют собой классическое сочетание метафизики света, оптики и математического стиля мышления. Придавая большое значение опыту, он исследует свойства линз, изучает образование цветов («О цветах»), природу и поведение света («О свете и его происхождении», эксперименты по дисперсии в кристаллах). По-видимому, именно Дитрих первым дал верное объяснение устройства и причин возникновения радуги, заявив, что преломление света происходит в каждой отдельной капле («О радуге и воздействиях лучей»).
Сочинения:
1. Theodorici opera omnia, ed. К.Flasch (Corpus Philosophorum Teutonicorum Med. Aevi, II). Hamb., t. 1–4, 1977–85.
Литература:
1. Krebs E. Meister Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft. – Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. V, Hefte 5–6. Münster, 1906;
2. Wirschmidt J. Dietrich von Freiberg. Über den Regenbogen und die durch Strahlen erzeugten Eindrücke. – Ibid., Bd. XII, Hefte 5–6. Münster, 1917;
3. Mojsisch B. Die Theorie des Intellekts bei Dietrich von Freiberg. Hamb., 1977;
4. Wallace W.A. The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy («Studia Friburgensia», n.f., 26). Fribourg-Switzerland, 1959.
A.M.Шишков
 

Смотрите также  «ТЕЛЬ КЕЛЬ»
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x