Доказательства эволюции органического мира

0 40

Подумайте!
1.Приведите примеры видов, находящихся на пути биологического прогресса; биологического регресса.
2.Может ли упрощение строения способствовать биологическому прогрессу вида? Поясните на конкретных примерах.
 Эволюция — это очень длительный исторический процесс, который невозможно непосредственно наблюдать на протяжении ограниченного времени. человека и существование человечества в целом несоизмеримы по временному масштабу с эволюционными преобразованиями на нашей планете. Процессы формирования крупных таксонов могут продолжаться миллионы лет. Реальное существование эволюционных про- цессов подтверждают факты, полученные разными естественными наука ми: палеонтологией, морфологией, систематикой, эмбриологией и многими другими. Рассмотрим основные существующие на сегодняшний день доказательства эволюции живой природы.
■ Цитология и молекулярная биология. Все живые организмы растения, грибы, животные, бактерии — состоят из клеток, имеющих общий план строения и сходный химический состав. Универсальность генетического кода, единые принципы хранения, реализации и передачи генетической информации — это подтверждение того, что все живое имеем единое происхождение.
■ Сравнительная морфология. Сходство во внешнем и внутреннем строении организмов, принадлежащих к одной систематической группе, свидетельствует об их родстве и общем происхождении.
Конечность у всех наземных позвоночных, от земноводных до млекопитающих, построена по единому плану — пятипалая конечность рычажного типа. У каждого вида скелет конечности модифицирован в зависимости m способа передвижения и приспособлен к конкретным условиям обитания, но принципиальная схема строения остается неизменной. Такие органы, развивающиеся из одних и тех же зачатков в процессе эмбрионального развития и выполняющие разные или сходные функции, называют гомологичными органами. Существование гомологии органов внутри крупной группы организмов свидетельствует об их происхождении от общего предка.

В систематических группах, далеко отстоящих друг от друга, мы тоже можем обнаружить структуры, выполняющие одинаковые функции и имеющие внешнее сходство, например крылья насекомых и птиц. Однако в отличие от гомологичных органов эти структуры имеют разное происхождение и строение, их называют аналогичными органами. Наличие у разных видов похожих, но не гомологичных органов подтверждает отсутствие у этих видов близкого родства.
Важным анатомическим доказательством эволюции служат рудименты и атавизмы. Атавизмы — это появляющиеся у отдельных особей данного вида признаки, которые существовали у отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции. Например, появление трехпалой конечности у современных лошадей, развитие дополнительных пар молочных желез, хвоста или сплошного волосяного покрова у человека. Возникновение атавизмов объясняется тем, что гены, отвечающие за развитие этих признаков, в процессе эволюции сохранились, но при нормальном развитии их действие блокируется.
Рудименты — это органы, утратившие в процессе эволюции свое значение. Они закладываются во эмбриогенеза, но полностью не развиваются. Когда-то у далеких предковых форм эти органы имели важное значение, но в дальнейшем в связи с изменениями условий существования перестали быть необходимыми. Примерами рудиментов могут служить неразвитые кости задних конечностей и остатки тазового пояса у китообразных, хвостовые позвонки и ушные мышцы у человека. В отличие от атавизмов, рудименты присутствуют у всех представителей вида.
Иногда в процессе эволюции в определенных условиях среды получает преимущество и сохраняется некая переходная форма, соединяющая в себе признаки разных классов. Например, утконос и ехидна относятся к млекопитающим, но откладывают яйца и имеют клоаку как пресмыкающиеся, а у кистеперой латимерии кроме жабр есть примитивные легкие, а ее парные плавники обладают мускулатурой и напоминают по строению конечность наземных позвоночных.
■ Палеонтология. Изучение ископаемых остатков живых организмов, их следов и отпечатков, обнаруженных в разных геологических слоях, позволяет проследить историческое развитие живой природы. В наиболее древних породах разнообразие организмов невелико, и все они имеют относительно простое строение. В более молодых отложениях остатки имеют все более сложное строение, и их видовое разнообразие гораздо шире. Ученые обнаружили много переходных форм между ныне живущими и ископаемыми организмами, например зверозубые ящеры, на поминающие по строению зубов и скелета млекопитающих, археоптерикс, сочетающий признаки птиц (общий вид, строение конечностей, перья на теле) и пресмыкающихся (наличие зубов, брюшных ребер).