Эволюция современного конституционного законодательства

0 74

Материалы к лекционному курсу
России»
Тема 2. Создание и совершенствование законодательства по вопросам конституционного строя Российской Федерации:
 
2.1. Законодательство об институтах непосредственной демократии:
 
О референдуме Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. (с изменениями и дополнениями).
Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. (с изменениями и дополнениями) – назван здесь для информации, подробно анализируется в теме по избирательному законодательству.
Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 г.
Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Концепция «Российской общественной инициативы». Утверждена Правительством РФ 27 августа 2012 г.
Законодательство Российской Федерации и субъектов РФ об отзыве выборных лиц, о народной правотворческой инициативе, об обращениях (петициях), о публичных слушаниях. Проблема наказов избирателей.
 
2.2. Законодательство об общественных институциях:
 
Федеральные законы «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (с изменениями и дополнениями), «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. (с изменениями и дополнениями), «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон «Об Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. (с изменениями и дополнениями).
 
2.1. Законодательство об институтах непосредственной демократии:
 
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Этим институтам, занимающим ключевые места в системе народовластия в Российской Федерации, постоянно уделялось необходимое внимание в текущем конституционно-правовом регулировании.
 
1) Референдум Российской Федерации
 
Референдум Российской Федерации – это федеральный референдум, т.е. он проводится на территории всей Российской Федерации и по вопросам федерального ведения.
Краткая история вопроса:
1990 год. Первый актом федерального уровня был Закон РСФСР 16 октября 1990 года № 241-1 «О референдуме РСФСР» (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 230).

Обратим внимание на следующие наиболее важные моменты в этом документе:
 
Статья 1. Понятие референдума РСФСР
Референдум РСФСР (всероссийский референдум) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РСФСР.
На всероссийский референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса и территориальной целостности субъектов Федерации, о налогах, бюджете, об амнистии, помиловании, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
Статья 9. Право назначения референдума
Право принятия решения о референдуме принадлежит Съезду народных депутатов РСФСР, а в периоды между съездами — Верховному Совету РСФСР.
Решение о проведении референдума принимается Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР по их собственной инициативе, а также по требованию лиц, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Статья 10. Обязательное проведение референдума РСФСР
Съезд народных депутатов РСФСР или Верховный Совет РСФСР обязаны назначить референдум по требованию:
не менее чем одного миллиона граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме;
не менее одной трети от общего числа народных депутатов РСФСР.
Инициатива проведения референдума может исходить от государственных и общественных органов, коллективов предприятий, учреждений и организаций, и также отдельных граждан РСФСР. В этом случае она может быть реализована через органы, которые обладают правом назначения, и лиц, обладающих правом требования референдума.

Статья 32. Голосование в день референдума (извлечение)
Участник референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на голосование вопроса, вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов — «за» или «против».
Глава 5. Установление результатов референдума
Статья 35. Подведение итогов референдума (извлечение)
Референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан РСФСР, имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.
Решения по вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме.
 
1993 год. 12 декабря 1993 г. состоялся референдум по новой Конституции Российской Федерации. При проведении референдума по Конституции Российской Федерации 1993 года голосование проводилось не по Закону 1990 г. Президент РФ своим Указом от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» (Российская газета. 19 октября 1993 г.) определил, что он выносит на референдум проект, одобренный Конституционным совещанием, в бюллетень включался вопрос «Принимаете ли Вы Конституцию Российской Федерации» с ответами «Да» или «Нет». Тем же Указом утверждено «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» (Российская газета. 19 октября 1993 г.).
Некоторые принципиальные особенности этого акта:
Статья 22. Определение результатов всенародного голосования (извлечения)
Конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании (по Закону 1990 г. по конституционным вопросам требовалось большинство от списочного состава – С.А.)
Всенародное голосование признается недействительным, если допущенные при его проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
Всенародное голосование признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее 50 процентов зарегистрированных избирателей (т.е. норма такая же, как в Законе 1990 г.- С.А.).
 
1995 год. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. для проведения референдума федерального уровня определила, что это должен быть не обычный федеральный закон, а федеральный конституционный закон.
Первым таким актом после принятия Конституции стал Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
В этом акте, в отличие от Закона 1990 г., говорится (ст. 1), что референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения (т.е. вопросы общественной жизни здесь не упомянуты).
О вопросах референдума и вопросах, которые нельзя выносить на референдум, см. ниже, при анализе Федерального конституционного закона 2004 г.
По Закону 1995 г. Центральная комиссия референдума Российской Федерации признает референдум Российской Федерации состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации (т.е. сохраняются прежние правила – С.А.).
Центральная комиссия референдума Российской Федерации признает решение принятым на референдуме Российской Федерации, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Принятое на референдуме Российской Федерации решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) Центральной комиссией референдума Российской Федерации, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме Российской Федерации (ст. 36).
В ст. 40 «Юридическая сила решения, принятого на референдуме Российской Федерации» говорится, что решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме Российской Федерации, определить срок подготовки данного правового акта.
 
2004 год. Далее на смену названному акту приходит Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710). Действует и в настоящее время (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2006 г., 24 апреля 2008 г.). Для понимания и толкования ряда положений Закона важное значение имеют отдельные постановления Конституционного Суда Российской Федерации – в частности от 21 марта 2007 г. № 3-П.
В отличие от предшествующего Закона в данном акте есть Преамбула
 

Смотрите также  Самостоятельная работа
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x