Формы правительства

0 140

В парламентских государствах, где какая-либо партия имеет аб­солютное большинство (50 % плюс один голос в однопалат­ном парламенте либо в его нижней палате), создается однопар­тийное правительство; Такая ситуация характерна для стран с двухпартийной системой (Великобритания, Австралия, Канада и др.) и с одной доминирующей партией (например, в Индии и Японии такая ситуация сохранялась довольно долго). В таких государствах лишь во войны, чрезвычайных событий в однопартийное правительство включаются представители других партий («частично разделенная ответственность»).
В президентских республиках также создается однопартий­ное правительство. Глава государства назначает министров из своей партии и лишь иногда вводит в состав кабинета единич­ных представителей других партий или беспартийных специа­листов. Представители других партий должны действовать в таких правительствах в соответствии с политикой президента. В полупрезидентских республиках состав правительства в оп­ределенной мере может быть связан с составом парламента (во Франции правительство по традиции должно получить вотум доверия). Во многих постсоциалистических полупрезидентских республиках та, но в действительности в какой-то мере учитывает. Во вся­ком случае он учитывает отношение парламента к кандидатуре премьер-министра, поскольку его назначение президентом должно получить предварительно согласие парламента (путем голосования). Хотя в постсоциалистической президентской республике в состав правительства могут входить представители разных партий (при их многочисленности и дробности обычно нет какой-либо ведущей), правительство часто рассматривает­ся как беспартийное. Оно не должно проводить политику ка­кой-то одной партии, тем более что общее руководство им осуществляет беспартийный или считающийся таковым пре­зидент.
Однопартийные правительства всегда создаются в странах социализма, где действует одна партия, но там, где имеются другие партии, их представители обычно включаются в состав совета министров, что не изменяет по существу его характера: министры-коммунисты всегда составляют в нем абсолютное большинство.
Если в парламентарной монархии или парламентарной рес­публике в парламенте нет большинства от какой-либо партии, то на основе предварительного соглашения между лидерами нескольких партий формируется коалиционное правительство, поддерживаемое большинством парламентариев. Лидеры этих партий делят между собой президентские посты. Такое прави­тельство часто оказывается непрочным из-за разногласий в ко­алиции. Например, в Германии вследствие особенностей ее партийной системы вопрос о характере коалиционного прави­тельства иногда решает небольшая по численности свободная демократическая партия. Поскольку голоса между ведущими партиями — христианско-демократическим союзом и социал-демократической партией — распределяются на выборах при­близительно поровну и ни одна из них не получает абсолют­ного большинства мест в парламенте, то от свободной демо­кратической партии зависит, кто будет формировать состав правительства, — это будет лидер той партии, к которой она примкнет, с которой вступит в коалицию.

В кризисные моменты, особенно в условиях войны, может быть образовано коалиционное правительство особого рода — правительство национального единства с широким представи­тельством разных партий, принимающих на себя ответствен­ность за руководство государством.
Если в правительстве есть одна — две крупные партии, не имеющие, однако, порознь большинства в парламенте, может быть создано правительство парламентского меньшинства. Одна из партий формирует правительство, а несколько (или одна-две) малочисленных партий, не входя по принципиальным соображениям или не будучи приглашенными в коалицию, обещают поддержать правительство голосованием при вотуме доверия и делают это.
Если в парламентской республике или парламентской мо­нархии не удается сформировать правительство на коалицион­ной основе, создается служебное_(деловое, чиновничье) прави­тельство из специалистов. Они могут быть беспартийными или принадлежать к партиям, но в их деятельности не должна учи­тываться партийная принадлежности. Такое правительство обычно носит временный характер и существует до новых вы­боров в парламент, когда можно будет сформировать прави­тельство на партийной основе. Часто оно создается именно для того, чтобы в условиях правительственного кризиса и отставки правительства организовать такие выборы (Болгария, 1997 г.). Беспартийные правительства существуют также всегда в стра­нах, где все политические партии запрещены или политичес­кое развитие еще не привело к созданию партий.

В результате военных и революционных переворотов нередко создается временное правительство. Оно образуется внепарла­ментским путем и не на основе конституционных норм. Вре­менное правительство по составу может быть партийным и беспартийным. Нередко оно не называется временным, но в действительности является таковым.
За свою деятельность правительство несет ответственность — политическую, гражданскую и уголовную (речь идет об ответст­венности при исполнении служебных обязанностей; за другие преступления, проступки, правонарушения члены правитель­ства несут ответственность как обычные граждане в соответ­ствии с законом). Политическая ответственность правительства или отдельных министров состоит в том, что они обязаны уйти в отставку при выражении вотума недоверия, резолюции порицания и т. п. При солидарной ответственности уходит в от­ставку весь кабинет, при индивидуальной — только тот ми­нистр, которому выражено недоверие. Вопрос о том, какая форма ответственности будет применена, в одних странах ре­шает сам кабинет (Великобритания), в других — парламент (Италия).
Наряду с политической ответственностью многие конститу­ции предусматривают гражданскую ответственность правитель­ства и отдельных министров за их служебную деятельность. Та­кая ответственность означает возмещение ущерба, который причинен гражданам и юридическим лицам в результате дея­тельности правительства. Наконец, существует и уголовная от­ветственность правительства и его членов за нарушение за­конов при исполнении служебных обязанностей. Во многих странах ее формы аналогичны ответственности президента (импичмент; суд, осуществляемый одной из палат парламента; особый суд, специально образуемый парламентом; процесс, проводимый в конституционном суде). Члены правительства в Италии и Японии подвергались уголовной ответственности за взяточничество и неуплату налогов.
 
Лекция №4
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x