Формы правления

0 102

 
Форма правления — это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотноше­ний с населением. Различают следующие формы правления в современных государствах.
Монархия-формальным источником власти здесь выступа­ет монарх. Власть передается по наследству и не является про­изводной от какого-либо органа или населения. Монархии бы­вают абсолютные и конституционные.
При абсолютной монархиивласть полностью сосредоточена в руках монарха. В настоящее абсолютных монархий среди цивилизованных стран оста­лось немного (Саудовская Аравия и ряд других).
Конституцион­ных монархий, в том числе и на территории Европы, существует немало. Отличительный признак конституционной монархии — весьма ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха. Монарх (король, принц) выполняет в основном представительские функции, является символом нации. Консти­туционная монархия сегодня — это не только дань многовеко­вым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации.
В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную консти­туционные монархии.
В дуалистической монархииполномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной вла­стью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парла­мента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конститу­ции 1871 г., Япония по конституции 1889 г., Россия после 17 октября 1905 г. — «конституционная монархия под самодержавным царем»). Сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских госу­дарств.
Парламентарная монархиясуществует в Бельгии, Велико­британии, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Нор­вегии, Швеции, т.е. в восьми из восемнадцати стран Западной Евро­пы. Власть монарха не распространяется на сферу законодатель­ства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право вето фактически (в ряде стран и формально) монарх не реализует. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парла­ментом. Фактическое управление страной осуществляет правитель­ство. Любой акт монарха требует утверждения главы правитель­ства или соответствующего министра.
Таким образом, монархия сегодня — слабое политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх — носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А. Лейпхарт).

Республика-сегодня более распространенная, чем монар­хия, форма государственного правления. Формальным источни­ком власти является воля народного большинства. Глава госу­дарства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти. В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной — президент(одно лицо, из­бранное на данный пост населением страны) или парламент(коллективный орган, также выбираемый населением), разли­чают республики парламентские и президентские.
Президентская республикахарактеризуется особой ролью пре­зидента: он одновременно и глава государства, и глава правитель­ства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формиру­ется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или «с согласия сената» (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президен­том, и несут ответственность перед ним.
Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан. Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать по своему усмотрению, не­взирая на парламент. Президент, кроме того, наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется.

Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 1980-е гг. в США президентом являлся республиканец, а большинство в конгрессе было за демократами). Такое несовпадение невозможно в парламентской республике.
Важнейшая отличительная черта президентской республики — жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. При этом существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же парламент обладает правом на импичмент, т.е. правом привлечения к ответственно­сти и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента. Однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на толкование «Буквы и Духа Конституции» (право на дискрецию).
С одной стороны, в президентской республике создаются благоприятные предпосылки для концентрации властных полномочий в руках президента, с другой — при соблюдении конституционных норм правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем во многих странах с парламентар­ной системой. Классический пример президентской республики — США, где впервые и была установлена эта форма правления, возро­дившая в свою очередь многие принципы римской смешанной по­литической системы.
Парламентскую республикуотличают формирование правитель­ства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе власт­ных органов скромное место. Парламент наряду с изданием зако­нов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельно­стью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии (коалиции партий), располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо рос­пуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое.
Правительство, формируемое из представителей партии (партий) парламентского большинства, получив вотум доверия, при помощи партийной дисциплины направляет деятельность этого большин­ства и тем самым приобретает контроль над парламентом в целом. Таким образом, правительство — главный орган управления стра­ной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план.
Сте­пень полновластия главы правительства зависит от конкретной расстановки политических сил в стране, сложившихся правил взаи­моотношения между парламентом и правительством и др.
Премьер-министр Великобритании, будучи лидером партии, контролирующей большинство в парламенте, обладает гораздо большей свободой дей­ствий, нежели председатель совета министров Италии, вынужден­ный учитывать точку зрения представителей партий — партнеров по правящей коалиции и фактор «доминирующего парламента».
Президент парламентской республики избирается или парламен­том (Греция), или парламентом при участии представителей адми­нистративно-территориальных (автономных) единиц (Италия), или особой коллегией выборщиков, включающей депутатов парламента и представителей субъектов федерации на паритетной основе (ФРГ), реже — всеобщим голосованием избирателей (Австрия).
Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуж­даются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Типичные парламентские республи­ки: Австрия, Греция, Италия, ФРГ.
Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе при­знаки и президентской и парламентской республики. Например, «Пятая Французская Республика», возникшая в результате приня­тия конституции 1958 г. Данная смешанная форма получила на­именование премьер-президентской. Она характеризуется тем, что:
-президент избирается на прямых всеобщих выборах;
-президент наделен широкими властными полномочиями;
— одновременно с президентом существуют и выполняют функ­ции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответствен­ные перед законодательным собранием.
По мнению М. Дюверже, это система, в которой — в зависимо­сти от того, поддерживает ли парламентское большинство действу­ющего президента или нет, — чередуются президентские и парла­ментские фазы. На президентской фазе президент играет ключе­вую, доминирующую роль в системе высших органов государственной власти. На парламентской — вынужден делить властные полно­мочия с премьер-министром. Помимо Франции подобная форма правления существует в Португалии, Финляндии (до 1991 г.) и Ис­ландии.
Смешанная, президентско-парламентскаяформа правления, с еще большим доминированием президента, действует в ряде стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конститу­цией 1993 г. в России и новыми конституциями в ряде стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:
-наличие, всенародно избранного президента;
— президент назначает и смещает членов правительства;
-члены правительства должны пользоваться доверием парла­мента;
-президент имеет право распустить парламент.
Особая форма правления сложилась в Швейцарии. Здесь функ­ции главы государства и правительства осуществляются «коллек­тивным президентом» — Федеральным советом, который избирается парламентом в составе семи человек на широкой коалиционной ос­нове. Председательствует в Федеральном совете президент, избирае­мый на один год из состава его членов и осуществляющий чисто представительские функции. Принцип парламентской ответственно­сти правительства отсутствует. М. С. Шугарт и Д. М. Кэри предло­жили называть такую систему ассамблейно-независимой. В этом наименовании, по их мнению, указывается как «источник исполни­тельной власти, так и отсутствие необходимости во взаимном доверии законодательной ассамблеи и исполнительной власти».
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x