ФУРЬЕ

0 208

ФУРЬЕ (Fourier) Франсуа Мари Шарль (7 апреля 1772, Безансон – 10 октября 1837, Париж) – один из основоположников французского утопического социализма. Родился в купеческой семье, почти всю служил в торговых домах. Свои социальные взгляды и проекты общественного переустройства изложил в анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» (Sur les charlataneries commerciales, 1807), в книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (Théorie des quatre mouvements, 1808, рус. пер. 1938), в «Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации» (Traité de lʼassociation domestique agricole, 1822), переизданном под заглавием «Теория всемирного единства» (Théorie de lʼUnité universelle, t. 1–4, 1841–43) и в книге «Новый промышленный и социетарный мир» (Le Nouveau monde industriel et sociétaire, 1829, рус. пер. 1939).
Согласно исторической концепции Фурье, проходит в своем развитии ряд стадий (эдемизм, дикость, патриархат, варварство), достигает в современную Фурье эпоху стадии Цивилизации и устремляется к Гармонии. Критика экономической организации общества в эпоху Цивилизации занимает главное место в творчестве Фурье. Здесь царят индивидуализм, отсутствие живой связи между людьми, разорение и бедность; труд лишен привлекательности, он тяжел и действует угнетающе. Причину этих негативных общественных явлений Фурье видит в развитии торговли, которая в эпоху Цивилизации приняла невиданный размах. «Индустриализм» Фурье рассматривал как «последнюю из наших научных иллюзий», склоняясь к плану экономической организации общества, опирающейся гл.о. на мелкое товарное производство.
Гармоничный же общественный строй, по Фурье, должен быть сообразен природе: существующие в его рамках объединения («группы» и «серии») образуются на основе естественных законов «притяжения по страсти». Притяжение является движущей силой человека, оно есть то средство, которое использует Бог, чтобы привести в движение мир и человека. Страсти в отношении социального развития являются тем же, чем является притяжение в отношении трех прочих видов движения (материального, органического и инстинктивного). Именно этим моментом своего учения Фурье обязан возросшему интересу к его творчеству в 20 в. от сюрреалистов до Р.Барта, включая умонастроения движения в мае 1968. Ассоциация и «притяжение по страсти» в теории Фурье тесно связаны: в производительной деятельности, по его мнению, следует сочетать экономическую рациональность и рациональность чувств, интерес к совершению полезной работы и удовольствие выразить в нем свою страсть. Отсюда вытекает понятие серии, т.е. команды индивидов, объединенных для того, чтобы производить и совместно наслаждаться, свободно определяющих свои производственные задачи. Опорой будущего общества и его основной ячейкой Фурье считал фалангу, основанную на оптимальном сочетании талантов, страстей и вкусов и включающую в себя примерно 1600 человек.
Сочинения:
1. Oeuvres complètes. P., 1961–67;
2. в рус. пер.: Избр. соч. М. – Л., 1954.
Литература:
1. Зильберфарб И. Социальная философия Ш.Фурье и ее место в истории социалистической мысли первой половины XIX в. М., 1964;
2. Lehouck E. Fourier aujourdʼhui. P., 1966;
3. Goret J. La pensée de Ch.Fourier. P., 1974;
4. Bartes R. Sade, Fourier, Loyola. P., 1975.
M.M.Федорова
 

Смотрите также  ДИСЦИПЛИНА НАУЧНАЯ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x