ИΕΡОHИM (Hieronimus) Стридонский, Евсевий Софроний (ок. 347, Стридон, Далмация – ок….

0 297

ИΕΡОHИM (Hieronimus) Стридонский, Евсевий Софроний (ок. 347, Стридон, Далмация – ок. 420, Вифлеем) – латинский христианский писатель, один из наиболее почитаемых в западной христианской традиции отцов Церкви. Был учеником грамматика Э.Доната и христианского философа-неоплатоника и богослова Мария Викторина. Через всю Иероним пронес конфликт между своей увлеченностью языческой литературой и стремлением к христианскому благочестию и аскезе. Будучи одним из наиболее эрудированных западных богословов, он предпринял грандиозный труд по переводу Библии на латинский язык (Новый Завет был переведен им с греческого, а Ветхий Завет – с еврейского языка). Этот перевод, получивший название Вульгаты (Vulgata), стал общепризнанным и был канонизирован Католической церковью в 16 в. на Тридентском соборе. Иерониму принадлежат: комментарии на многие ветхозаветные книги, на Евангелие от Матфея и некоторые послания апостола Павла, где он отвергает аллегорический метод толкования; ряд полемических произведений, направленных против гностиков, оригенистов, пелагиан и др.; исторические сочинения – «О знаменитых мужах» (135 кратких биографий христианских писателей), дополненный перевод «Хроники» Евсевия, жизнеописания отцов-пустынников и др. Переписка Иеронима – замечательный образец латинской словесности и ценнейший источник по культурной и религиозной жизни 4–5 вв.
Сочинения:
1. MPL, t. 22–30;
2. Apologie contre Rufïn, éd. P Lardet. P., 1983 (Sources Chrétiennes, t. 303);
3. Commentaire sur S.Matthieu, éd. E.Bonnard. P., 1977–79, t. 1–2 (Sources Chrétiennes, t. 242, 259);
4. Commentaire sur Jonas, éd. G.-M. Duval. P., 1985 (Sources Chrétiennes, t. 323);
5. Lettres, éd. J.Labourt, t. 1–8. P., 1949–63 (Collection Bude);
6. Biblea sacra iuxta Vulgatam versionem, rec. R.Weber. Stuttg., 1969;
7. в рус. пер.: Творения. Киев, 1879–1901, ч. 1–17;
8. Четыре книги толкований на Евангелия от Матфея. М., б. г.;
9. О сохранении девственности. СПб., 1997.
Литература:
1.  Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 1916;
2. Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 78–85;
3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М., 1979, с. 176–178;
4. Cavallera F. St. Jérome, sa vie et son oeuvre. P. – Louvaine, 1922, v. 1–2;
5. Penna A.S. Gerolamo. Turino – Roma, 1949;
6. Eiswirth R. Hieronymus Stellung zur Literatur und Kunst. Wiesbaden, 1955;
7. Wiesen D.S. St.Jerome as a Satirist: A Study in Christian Latin Thought and Letters. Ithaca – N.Y., 1964;
8. Testard M. Saint Jérome, l’apôtre savant et pauvre du patriciat romain. P., 1969,
9. Kelley J.N.D. Jerome: His Life, his writing and Controversies. L., 1975.
H.В.Шабуров
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x