КАЭТАН

0 219

КАЭТАН, Гаэтан (Caietanus) Томмазо де Вио (20 февраля 1468, Гаэта – 10 августа 1534, Рим) – итальянский философ и богослов, лидер томистской школы конца 15 – 1-й трети 16 в., представитель второй схоластики. Учился в Неаполе, Болонье и Падуе. В 1494 занял кафедру томистской метафизики в Падуанском университете, затем преподавал в Павии и Риме. С 1517 – кардинал, с 1519 – епископ Гаэты. В 1518 как папский легат в Германии обсуждал с Лютером его тезисы. Дискуссия, в которой был затронут ряд доктринальных проблем, имеющих отношение к обоснованию практики индульгенций, в частности, соотношение веры и благодати, подаваемой в таинствах крещения и причастия, вопрос о смысле «сокровищницы» заслуг, приобретенных Христом, не привела к согласию и закончилась осуждением Лютера.
Каэтан первым начал использовать «Сумму теологии» Фомы Аквинского в качестве основного учебника богословия. Его обширный комментарий к «Сумме» оказал большое влияние на формирование католической теологии. Комментируя аристотелевские сочинения, показывал, что Аристотель никогда не был «хорошим томистом». Вопрос же о том, насколько образцовым томистом был сам Томмазо де Вио в осмыслении ключевых онтологических категорий (сущее, сущность, бытие), остается дискуссионным. Он отстаивал (особенно в полемике со скотистами) традиционное томистское положение о реальном различии в творениях сущности и актуального бытия, но в трактовке сущности, идя «назад к Аристотелю», отошел от Фомы Аквинского в сторону эссенциализма. Рассматривая реальное бытие прежде всего как актуальность, а не как совершенство, считал «бытие актуального существования» (esse actualis existentiae) пределом овеществления и объективации «бытия сущности» (esse essentiae). В целом онтология Томмазо де Вио является гораздо менее континуалистской, чем онтологическое учение Аквината; для нее характерен контраст между метафизикой чистой сущности и метафизикой существования. Оказал влияние на Педру да Фонсека и некоторых других представителей второй схоластики.
Сочинения:
1.  Commentaria in Summam theologiae S.Thomae Aquinatis. – Thomas Aquinas, Opera omnia, t. 4–11. Romae; 1888–1903;
2.  In De ente et essentia D.Thomae Aquinatis commentaria, cura et studio M.-H. Laurent. Taurini, 1934;
3.  Scripta philosophica: De nominum analogia. De conceptu entis, ed. curavit P.N.Zammit. Romae, 1934;
4.  Scripta philosophica: Commentaria in Praedicamenta Aristotelis, ed. curavit M.-H. Laurent. Romae, 1939;
5.  в рус. пер.: О понятии сущего, вступ. статья, пер. с лат. и прим. М.А.Гарниева. – «Историко-философский ежегодник ‘91». М., 1991, с. 174–182.
Литература:
1.  Hegyi J. Die Bedeutung des Seins bei den klassischen Kommentatoren des heiligen Thomas von Aquin: Capreolus – Silvester von Ferrera – Cajetan, Pullach bei Münch., 1959;
2.  Reilly J.P. Cajetan’s Notion of Existence. The Hague – P., 1971;
3.  Riva E. Analogia inivocitá in Tommaso de Vio. Mil., 1995.
M.А.Гарнцев
 

Смотрите также  МЕТАФИЗИКА СВЕТА
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x