КАРАМЗИН

0 78

КАРАМЗИН Николай Михайлович [1(12) декабря 1766, с. Михайловка Бузулукского у. (по др. сведениям, с. Богородское Симбирского у.) Симбирской губ. – 22 мая (3 июня) 1826, Петербург] – русский историк, писатель. Потомственный дворянин. В 1779–81 обучался в московском пансионе Шадена. В 1782–83 служил в гвардейском Преображенском полку. Выйдя в отставку и вернувшись в Симбирск, познакомился с масоном И.П.Тургеневым. В 1785–89 – член московского кружка Н.И.Новикова. Масонскими наставниками Карамзина были И.С.Гамалея и А.М.Кутузов. В 1789–90 совершил путешествие в Европу, познакомился с Кантом, Гер-дером, Виландом, Лафатером. Испытал влияние идей двух первых мыслителей, а также Вольтера и Шефтсбери. Размышления о судьбах европейской культуры отражены в «Письмах русского путешественника» (1791–95). Общественный прогресс связывал с успехами просвещения, развитием цивилизации, совершенствованием человека. В этот период Карамзин, в целом находясь на позициях консервативного западничества, положительно оценивал принципы теории общественного договора и естественного права. Являлся сторонником свободы совести и утопических идей в духе Платона и Т.Мора, считал, что во имя гармонии и равенства граждане могут отказаться от личной свободы. По мере роста скепсиса в отношении утопических теорий крепло убеждение в непреходящей ценности индивидуальной и интеллектуальной свободы. Карамзин – глава русского сентиментализма. В его повестях (наиболее яркая – «Бедная Лиза», 1792) утверждается самоценность человеческой личности как таковой вне зависимости от сословной принадлежности. В письмах «Мелодора к Филалету» (1793) отразился мировоззренческий кризис Карамзина: развитие французской революции (1789–93), диктатура и террор заставили его усомниться в ценностях западной культуры вообще, философии и идеологии Просвещения в частности. С конца 1790-х гг. развитие общества Карамзин связывает с волей Провидения. С этого времени для него характерен философский скептицизм. В 1802–03 издавал журнал «Вестник Европы» под девизом: «Россия есть Европа», где были поставлены задачи формирования национального самосознания. С гуманистических позиций развивал идею единства исторического пути России и Европы. В то же постепенно убеждался в существовании особого для каждого народа пути развития, что и подвело его к мысли обосновать это положение на примере истории России. В «Истории государства Российского» (1804–29) реализовались консервативно-монархические убеждения Карамзина как историка, провиденциализм и этический детерминизм его как мыслителя. Карамзин сосредоточен на национальных особенностях России, в первую очередь – это самодержавие, свободное от деспотических крайностей, где государь должен руководствоваться законом Божиим и совестью. В «Истории» и в «Записке о древней и новой России» (1811) выразилось традиционное, религиозно-нравственное сознание Карамзина. С патерналистских позиций оправдывал крепостное право и социальное неравенство в России.
Сочинения:
1.  История государства Российского, т. 1–4. М., 1993;
2.  Письма русского путешественника. Л., 1987;
3.  Записка о древней и новой России. M., 199I.
Литература:
1.  Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина (1785–1803). М., 1976;
2.  Лотман Ю.М. Карамзин. М., 1997.
Архивы:
1.  РО ИРЛИ, ф. 93;
2.  РГАЛИ, ф. 248;
3.  РГИА, ф. 951;
4.  ОР РГБ, ф. 178;
5.  РОРНБ, ф. 336.
И.Ф.Худушина
 

Смотрите также  ГАЛИЧ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x