Конституция Франции 1958 г. Ее правовая характеристика

0 744

Конституция 1958 г. определила основные характеристики государства, установив, что Франция является неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Конституция учреждает смешанную республиканскую форму, если для ее определения исходить из существующих в настоящее представлений о форме правления. В основном законе закреплено чрезвычайно важное положение о том, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.
Термин «демократическая» республика впервые был включен в конституцию 1848 г. и означал введение только для мужчин всеобщего избирательного права. В настоящее значение этого термина во французской литературе остается примерно тем же; согласно статье 3 действующего основного закона всеобщее избирательное право может быть прямым и косвенным, а также равным и тайным. Этот термин подтверждает принадлежность национального суверенитета народу и выражается в троединой формуле: «правление народа, по воле народа и для народа».
Термин «социальная республика» впервые был включен в конституцию 1946 г. и воспроизведен в действующем акте.
Специфика Конституции прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в обществе, наделяет весьма значительными (в том числе и самостоятельными) полномочиями главу государства. Франция представляет собой республику со смешанной (полупрезидентской) формой правления, где сочетаются элементы, характерные как парламентарной, так и президентской республике. Характерная черта V Республики – усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента.
У Президента во Франции есть право принятия решений, не требующих согласия Правительства , что характерно для президентской республики. Вооруженные силы и административный аппатат в ведении правительства; оно несет ответственность перед Национальным Собранием, а это институт, характерный именно для парламентарной республики.
Конституция 1958 года принадлежит к числу «жестких» конституций. Предусмотрен особый порядок внесения изменений. Инициатором может быть Президент Республики, но на практике и Правительство и сами парламентарии выносят проекты поправок на обсуждение Парламента.
Предусмотрено 2 процедуры:
· предлагаемый проект обсуждается каждой из палат и в случае одобрения большинством голосов каждой из палат выносится на референдум. Если проект собрал определенное большинство на референдуме, он подписывается Президентом, и соответствующая поправка оформляется в форме соответствующего конституционного закона
· Президент Республики может созвать Конституционное собрание в форме совместного заседания палат (они всегда собираются в Версале). Если проект будет одобрен 3/5 поданных голосов, он считается одобренным и публикуется за подписью Президента.

Смотрите также  Характеристика общего кризиса власти 1992-1993 гг

· *практика* Проект выносится на рассмотрение палат и после одобрения каждой из них может быть вынесен на референдум Президентом. Но у Президента обязанности вынести проект на референдум нет. Это так называемое «отложенное решение», когда Президент не выносит проект на референдум.
Конституционные поправки.
За годы существования V Республики в Конституцию был внесен ряд поправок.
Поправка 1960 года констатировала распад, невозможность реализации принципов т.н. Французского сообщества, которые были изложены в тексте Конституции (например, «пребывание в сообществе несовместимо с независимостью»). В 1960 году большинство колоний объявили независимость. Было собрано Конституционное собрание и вотирована поправка.
Поправка 1962-го года изменила порядок избрания Президента. До этой поправки он избирался коллегией выборщиков, где преобладали представители мелких коммун, а теперь Президент избирается путем всеобщих и прямых выборов. Эта поправка вызвала возражения со стороны парламента, он не только не утвердил ее, но и выразил недоверие Правительству. После этого де Голль распустил Национальное собрание, и поправка без одобрения парламента (т.к. он был распущен) была вынесена на референдум (при этом де Голль ссылался на ст.11 Конституции). Большинство населения высказалось в поддержку поправки, и она была одобрена.
 
Некоторые из последующих поправок:

— были внесены изменения в порядок проведения сессий парламента. Ранее – 2 сессии в году с максимальной продолжительностью не более 5 1/2 месяцев, сейчас – одна ежегодная сессия;
— изменен порядок обращения в Конституционный совет, право обращения получили группы депутатов и сенаторов;
— пересмотрена ст.11, расширен предмет возможного референдума;
Среди последних поправок – новая глава Конституции, посвященная участию Франции в европейских сообществах и ЕС. Введением этой главы подтверждено участие Франции в европейских сообществах и ЕС, закреплена возможность передачи в ведение союза определенных полномочий для их совместного осуществления государствами-членами этих сообществ, но это не передача суверенных прав или части суверенитета.
Поправка 1995 года пересматривает статьи, связанные с процедурой судопроизводства в отношении Президента и высших должностных лиц. Раньше было предусмотрено создание особого суда, а положения об основаниях («измена Родине») были те же. Изменен порядок рассмотрения таких дел: вопрос о судопроизводстве в отношении Президента отделили от вопроса о судопроизводстве в отношении высших должностных лиц. Появились такие органы, как Высшая палата правосудия, которая рассматривает только дела по обвинению Президента, если такое обвинение было поддержано большинством обеих палат. В отношении должностных лиц – это просто Палата правосудия, которая состоит из представителей парламента и кассационного суда.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x