ЛАМБЕРТ

0 74

ЛАМБЕРТ (Lambert) Иоганн Генрих (26 августа 1728, Мюльхаузен – 25 сентября 1777, Берлин) – немецкий философ, логик, математик, физик и астроном. Активно переписывался с Кантом, высоко ценившим его философские идеи, а также гипотезу о происхождении и устройстве мироздания, изложенную в «Космологических письмах» (Kosmologische Briefe über die Einrichtung des Weltbaues, 1761). Автор серьезных исследований и самостоятельных открытий в области метеорологии, фотометрии, акустики, геометрии, теории вероятностей и т.д. Будучи последователем логических идей Лейбница, достиг значительных результатов в области анализа языка науки, семиотики и семантики; стал одним из основателей логики классов и отношений, нетрадиционного понимания теории силлогизмов и других новаторских принципов и подходов, предвосхитивших будущие разработки математической логики, ряд идей логического позитивизма и аналитической философии 19–20 вв.
Ламберт явился одним из самых значительных предшественников кантовского критицизма. Усматривая основной недостаток локковского эмпиризма в отсутствии строгих методов и неспособности обосновать возможность всеобщего и необходимого теоретического знания, Ламберт вместе с тем резко критиковал и вольфианскую метафизику за ее чрезмерный логицизм, увлечение абстрактными принципами и формальными дефинициями понятий и т.п. В силу этого, по его мнению, метафизика превратилась в набор темных слов, недостоверных и оторванных от опыта понятий, а потому нуждается в серьезном пересмотре ее оснований и принципов. Рассмотрению этих вопросов был посвящен главный труд Ламберта «Новый Органон» (Neues Organon, Bd. 1–2, 1764), ставший одним из первых исторических очерков по логике, теории и методологии научного познания от античности до Нового времени.
Решение проблемы достоверности научной картины мира Ламберт связывал с обнаружением «простого в познании», или «реальных понятий», которые «навязываются» нам самой природой, позволяют «схватывать» вещи «как они есть сами по себе» и выражаются посредством «корневых слов». Последние служат основанием и материалом для построения системы знаний о мире с помощью «понятий отношений», логических правил и грамматических связок, «вспомогательных» слов и знаков искусственного языка и т.д. Совпадение границ и логическое равенство объемов «теории вещей» и «теории знаков» допускает их «взаимозаменимость», возможность их «смешения» и даже «превращения» друг в друга, что и является, согласно Ламберту, необходимым основанием соответствия вещей и понятий, реального мира и его научной картины. В более поздней «Архитектонике…» (Anlage zur Architectonik, oder Theorie des Einfachen und Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Riga, 1771) основанием указанного соответствия оказывается некая «метафизическая истина», которая и служит связующим звеном между действительным и логически мыслимым мирами, причем творцом этих миров, равно как и гарантом совпадения их порядков, объемов и границ в конечном счете выступает Бог. Наиболее важным достижением Ламберта в области гносеологии стала его теория экспериментального метода, где он на многочисленных примерах из истории науки предложил развернутую типологию и классификацию экспериментов, их видов и структуры, их роли в процессе проверки и уточнения существующих знаний и т.д. В эксперименте Ламберт усматривал наиболее эффективный метод получения достоверного, аподиктического и объективного научного знания: процесс познания начинается с предварительного «вопрошания» природы, с выдвижения гипотезы и осуществляется как поиск ответа с помощью заранее придуманных приемов и процедур, специально созданных приборов или инструментов и т.д. Такого рода эксперименты позволяют «вмешиваться» в естественный ход вещей, а главное, изменять их и подчинять своим целям и задачам. В этих идеях можно найти несомненное сходство с кантовской идеей «коперниканского переворота», однако их значение, как и общее содержание философского наследия Ламберта, выходит далеко за рамки всего лишь «подготовки» критической философии Канта.
Сочинения:
1. Philosophische Schriften, hrsg. von H.W.Arndt, Bd. I–IX. Hildesheim, 1968;
2. Texte zur Systematologie und zur Theorie der wissenschaftlichen Erkenntnis. Hamb., 1988;
3. Neues Organon oder Gedanken über die Erforschung und Bezeichnung des Wahren und dessen Unterscheidung vom Irrtum und Schein, hrsg. v. G.Schenk. В., 1990 (библиогр. и индексы);
4. в рус. пер.: Система мира славного Ламберта, изданная г. Мерианом. СПб., 1797.
Литература:
1. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967, с. 260–262;
2. Роговой Ю.П. Логические исследования Ламберта. – «Вестник Ленинградского ун-та», 1974, № 17, вып. 4, с. 139–143;
3. Жучков В.А. Гносеология И.Г.Ламберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки. – В кн.: Он же. Из истории немецкой философии ХѴIII века. Предклассический период. М., 1996, с. 144–180;
4. Baensch О. J.H.Lamberts Phiolosophie und seine Stellung zu Kant. Tüb.–Lpz., 1902;
5. Arndt H.-W. Der Möglichkeitsbegriff bei Chr.Wolff und J.H.Lambert. Gött., 1960;
6. Ciafardone R. J.H.Lambert e la fondazione scientifica della fılosofıa. Urbino, 1975.
В.А.Жучков
 

Смотрите также  МОУ ЦЗУНСАНЬ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x