ЛЕВИЦКИЙ

0 71

ЛЕВИЦКИЙ Сергей Александрович [15(28) марта 1908, Либава, ныне Лиепая – 24 сентября 1983, Вашингтон] – философ, публицист и литературовед. Род. в семье морского офицера. В 1913 семья переехала в Ревель (ныне – Таллин). По окончании гимназии он поступил в Карлов университет в Праге, где изучал философию под руководством Н.О.Лосского. Первые его научные статьи были написаны по-чешски. В 1941 защитил докторскую диссертацию – «Свобода и познание». В годы 2-й мировой войны вступил в ряды НТС – антикоммунистической организации российских солидаристов. После войны в числе перемещенных лиц оказался в Германии, где в 1948 вышел его первый большой труд «Основы органического мировоззрения», который является полноценным введением в философию солидаризма. В 1950 с семьей (женой и двумя детьми) переселился в США. В 1958 в Германии вышла лучшая книга Левицкого «Трагедия свободы», предисловие к которой написал Н.Лосский, оценивший автора как «достойного преемника той линии философии, начало которой положил Владимир Соловьев». В свободе Левицкий усматривает «шанс и риск творческого пути человечества», с 1966 по 1974 преподавал русскую литературу и философию в университете Джорджтауна.
Левицкий считается одним из главных идеологов солидаризма – направления социально-философской мысли, лежащего в основе политической программы НТС. Р.Н.Редлих, изучавший мировоззрение Левицкого, отмечает, что противостояние начал свободы и необходимости, солидарности и борьбы занимает в книгах философа центральное место. Его принципов «социального персонализма, свободы и солидарности входит в мировоззренческую основу рос. солидаристического движения» (С.А.Левицкий – философ-солидарист. Франкфурт-на-Майне, 1972, с. 11). Истоки своих идей Левицкий находит не только у Вл. Соловьева, но и у Хомякова, Киреевского, у народников, в мироощущении земских деятелей и «почвенников» кон. 19 – нач. 20 в. Философию Вл.Соловьева он принял в той интерпретации, которую ей дали С. и Е.Трубецкие и С.Франк, дополнив персонализмом своего учителя Лосского.
Социальное бытие, по Левицкому, есть особая область бытия. Подобно душевной жизни, оно невыводимо из бытия биоорганического, хотя и покоится на нем. Биологические законы действуют до известной степени и в мире социума, но констатирование этого факта мало что дает для понимания законов социальных. Основная черта общественного бытия – взаимодействие между индивидами и социальными группами. Оно носит чрезвычайно сложный характер. В жизни общества действуют многочисленные и многообразные факторы различного порядка, начиная от факторов механических, биологических, психологических, собственно социальных и кончая факторами духовными. Всякая попытка вывести социальную из какого-либо одного фактора приводит к односторонности, к насилию над социальными явлениями, к упрощающей метафизике монизма.
Сочинения: Соч. в 2 т., М., 1995–96; Патриарх русской философии (к 90-летию Н.О.Лосского). – «Грани», 1960, № 48; Место Н.О. Лосского в русской философии. – «Новая жизнь», 1965, № 79; Воспоминания о Лосском. – «Грани». 1977, № 126; Б.П.Вышеславцев. – Там же, 1965,  № 72; Гениальный неудачник (Об Андрее Белом). – Там же, 1966, № 60; Этюд о смерти. – «Русская мысль», 1967, нояб.; Серен Киркегор. – «Посев», 1967, № 43; Мартин Хайдеггер. – Там же, 1967, № 45; Ж.-П.Сартр. – Там же. 1967, № 46; Карл Ясперс – Там же, 1967, № 47; Этюд о неверии. – «Русская мысль», 1967, № 12; О метафизическом легкомыслии. – «Новая жизнь». 1967, № 89; Юмор и религия. – «Русская мысль», 1968, № 1.
Литература: Киселев А. Памяти старого друга. – «Русское возрождение», 1983, № 21 ; Сапов В.В. Единственный мост (С.Левицкий и философия русского солидаризма). – «Социологические исследования», 1991, № 4.
В.В.Сапов
 

Смотрите также  ГХОШ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x