ЛУ ЦЗЮЮАНЬ

0 90

ЛУ ЦЗЮЮАНЬ (Лу Сяншань, Лу Цзыцзин) (26 марта 1139, Цзиньси провинции Цзянси – 10 января 1193, Цзинмэнь провинции Хубэй) – китайский философ, основоположник одного из двух главных направлений в неоконфуцианстве – Лу [Цзююаня] – Ван [Янмина] школы, или, неточно, синь сюэ («учение о сердце»). Происходил из образованной и родовитой семьи, находился на государственной службе. Был другом и одновременно основным оппонентом Чжу Си, ведущего представителя другого главного направления в неоконфуцианстве – Чэн [братьев] – Чжу [Си] школы. Философско-литературное наследие Лу Цзююаня невелико, он не создал систематического учения. Малопопулярный при жизни, Лу Цзююань прославился благодаря тому, что через четыре столетия его идеи нашли продолжение в доминировавшей в духовной жизни интеллектуальной элиты Китая в 16–17 вв. доктрине Ван Янмина (хотя сам Ван Янмин был склонен преувеличивать свою близость к Чжу Си и преуменьшать свою связь с учением Лу Цзююаня). Парадоксальное совпадение гонений в 1529–67 на Ван Янмина с возвеличиванием Лу Цзююаня (в 1530 он был официально включен в число наиболее выдающихся конфуцианцев) отразило конкретно-историческую ситуацию идейного торжества их школы, которое во 2-й пол. 16 в. было подтверждено и официальным признанием выдающихся заслуг Ван Янмина.
Все рассуждения Лу Цзююаня пронизаны общей мыслью о таком изоморфном единстве субъекта и объекта, в котором каждый из них является полным аналогом другого: «Вселенная – это мое сердце, мое сердце – это вселенная». Поскольку психика («сердце» – синь) любого человека содержит в себе, по Лу Цзююаню, все «принципы» (ли) мироздания, всякое познание может и должно быть интроспективным, а нравственность – автономной. Представление об абсолютной самодостаточности каждой личности обусловливало и пренебрежение Лу Цзююаня доктринальной ученостью: «Шесть канонов должны комментировать меня. Зачем мне комментировать шесть канонов?» Конфуцианские ортодоксы критиковали эти взгляды как замаскированный чань-буддизм (см. Чань школа). Со своей стороны Лу Цзююань усматривал даосско-буддийское влияние в осуществленной Чжу Си идентификации конфуцианской трактовки «Великого предела» (тай цзи) с даосской доктриной «Беспредельного/предела отсутствия» (у цзи).
Сочинения: Сяншань цюань цзи (Полн. собр. соч.), в изд.: Сы бу бэй яо, Цзы, № 59. Шанхай, 1934; Лу Сяншань вэнь цзи (Собр. литературных творений), ред. Фукуда Сигэру. Токио, 1972; Лу Цзююань цзи (Собр. соч.). Пекин, 1980; Chan Wing-tsit, A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton (N.J.), 1963, p. 572–77.
Литература:
1. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, с. 73–81 и др.;
2. Ху Чжэфу. Лу Ван чжэсюэ бянь вэй (О тонких различиях между философиями Лу [Цзююаня и] Ван [Янмина]). Тайбэй, 1966;
3. Чжан Ливэнь. Лу Цзююань. – В кн.: Чжун-го гудай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критические биографии знаменитых философов древнего Китая), т. 3, кн. 1. Цзинань, 1981;
4. Ся Чжэньтао. Лу Цзююань дэ «синь сюэ» поуси (Разъяснение «учения о сердце» Лу Цзююаня). – «Чжунго чжэсюэ ши яньцзю», 1981, № 4;
5. Инь Сели. Лунь Лу Цзююань юйчжоугуань дэ тэдянь (Об особенностях космологии Лу Цзююаня). – Там же, 1982, № 2;
6. Чэнь Гаохуа. Лу сюэ цзай Юань дай (Учение Лу [Цзююаня] в эпоху Юань). – В кн.: Чжунго чжэсюэ (Китайская философия), в. 9. Пекин, 1983;
7. Cudy L.V.L. The Philosophy of Lu Hsiang-shan, a Neo-Confucian Monistic Idealist. – «Union Theological Seminary D.Th.», v. 1, 2. Ν. Υ., 1939 (typescript);
8. Huang Siu-chi. Lu Hsiang-shan: a Twelfth Century Chinese Idealist Philosopher. New Haven, 1944.
А.И.Кобзев
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x