ЛЯН ЦИЧАО

0 85

ЛЯН ЦИЧАО (Лян Чжожу, Лян Жэньгун, прозвище Инь бин ши чжужэнь – «Хозяин кабинета Глотания льда») (23 февраля 1873, Синьхуэй провинции Гуандун – 19 января 1923, Пекин) – представитель либеральной реформистской политической мысли Китая Нового времени, философ, литератор. Активно участвовал в разработке идеологии реформаторства в рамках развернутого Кан Ювэем и Тань Сытуном политического движения. В 1896 издавал в Шанхае газету «Ши у бао», в которой пропагандировал идеи конституционного реформирования государства, демократии и равенства. После поражения «ста дней реформ» в 1898 эмигрировал в Японию. В нач. 20 в. выступал против революционно-демократического движения, возглавляемого Сунь Ятсеном, отвергал установление республики путем насильственной революции, призывал остановиться на «просвещенной монархии». После Синьхайской революции входил в правительство Юань Шикая, в 1916 выступил против его планов реставрации императорского правления, был министром финансов в правительстве Дуань Цижуя (1917).
В 1898–1911 деятельность Лян Цичао была сосредоточена на пропаганде западных теорий либерализма, попытках синтеза идеи свободы Дж.Милля, Ж.-Ж.Руссо и И.Канта с эволюционизмом Ч.Дарвина и Г.Спенсера. Принципы эволюции он распространял на политическое устройство общества и на исторический процесс, отказываясь от традиционной в китайской мысли теории циклизма в общественном развитии. Подчеркивал важность для Китая свобод в области интеллектуального творчества, слова и печати, критиковал Кан Ювэя за его осуждение либерализма. В своей полемике со сторонниками буржуазно-демократической революции Лян Цичао исходил из опасений, что свержение маньчжурской династии может вызвать иностранное вмешательство, которое еще больше ослабит страну. В 1912–14 Лян Цичао сблизился с Чжан Цзюньмаем и Чжан Дунсунем. В 1920 поддержал выступления последнего против распространения марксизма в Китае. Морально-этические факторы считал детерминантами исторического развития общества, выступал за «непрерывность морального духа», т.е. преемственность этических императивов. Движение истории, по Лян Цичао, реализуется через «героев», возвышающихся над массами и ведущих их вперед.
Синьхайская революция 1911 и «Движение 4 мая» побудили Лян Цичао изменить подход к традиционной мысли. От осуждения конфуцианства как орудия деспотической власти он перешел к позитивной оценке, трактуя его как духовную скрепу китайского общества и основу существующих в нем тенденций к единству, бесклассовости, равенству и справедливости. После поездки в Европу на Парижскую мирную конференцию в 1918 констатировал крах «западной мечты» о всемогуществе науки, предложив пропаганду на Западе китайской духовности как возможный путь спасения западной материальной цивилизации.
Философия Лян Цичао сближалась с буддизмом и идеями неоконфуцианской школы «учения о сердце-разуме» (синь сюэ). Он полагал, что «среда» создается «духом» (синь), а «идея есть мать реальности». Истинной он считал лишь духовную сферу, а материальную признавал иллюзорной; лежащую в основе мироздания «изначальную пневму» (юань ци) трактовал как духовное объективное начало. Присущая человеку «духовная сила» несет в себе немыслимое и сокровенное – глубинную онтологическую реальность, выдвигая тем самым человека на особое место в мироздании. Центральное понятие гносеологии Лян Цичао – «умозрение» (хуэй гуань) – означает обнаружение истины посредством нахождения объективных фактов, раскрывающих идеи, уже содержавшиеся до этого в сознании человека, что близко к традиционному понятию о «врожденном знании добра» (лян чжи). Лян Цичао высоко ценил попытку китайских мыслителей эпохи Цин (1644–1911) освободить мысль от догматических напластований путем прямого обращения к произведениям древних философов. Он охарактеризовал обратившегося от субъективных озарений к наблюдениям за реальностью Дай Чжэня как «поворотную фигуру в китайской культуре», поддержал реформаторский антиитрадиционалистский пафос «школы текстов новых письмен».
Сочинения:
1. Инь бин ши хэ цзи (Свод сочинений из кабинета Глотания льда), т. 1–40. Шанхай, 1936.
Литература:
1. Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм (нач. XX в.). М., 1984;
2. Levenson T. R., Liang Ch’i-ch’ao and the Mind of Modern China. Cambr. (Mass.), 1959;
3. Huang Ph.C. Liang Ch’i-ch’ao and Modern Chinese Liberalism. Seattle–L., 1978.
А.В.Ломанов
 

Смотрите также  АЛ-МА̄ВАРДӢ – см. Ма̄вардӣ . ...
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x