МАХАСАНГХИКА

0 84

МАХАСАНГХИКА (санскр. mahāsāṃghika – составляющие большую общину) – раннебуддийская школа. Явилась инициатором первой значительной схизмы в истории буддизма, состоявшейся после т.н. второго буддийского собора в конце 4 в. до н.э., когда Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться «нечистоте» и в то же время произносить некоторые сакральные формулы во время созерцания «пути к освобождению». Тенденции к сокращению разрыва между монахами и мирянами и расстояния, отделяющего нирваническое состояние сознания от сансарического (путем употребления эффективных мантр), делают последователей махасангхики предшественниками «великих реформаторов» махаяны. Махасангхика отделяется от «ортодоксальной» стхавиравады (см. Тхеравада), составляя вместе с ней две большие «ветви» буддийских школ. Самые значительные из ответвлений махасангхики: 1) локоттаравада (признание, в соответствии с протомахаяниз-мом, «надмировой» природы Будды); 2) гокулика – с дальнейшими ответвлениями в виде бахушрутии и праджняптивады (учение о том, что вещи в конечном счете не реальны, но суть лишь результаты речевых конвенций – ср. махаянская, виджняна-вада); 3) чайтика, разделившаяся на группы апа-рашайла, раджагарика и сиддхартхика, составившие позднее группы андхаки. Среди собственно философских доктрин, в связи с которыми махасангхика расходилась с одними буддийскими школами и солидаризировалась с другими, – уподобление познания светильнику, освещающему как познаваемые объекты, так и себя, а также идея о том, что одновременно могут возникать два познания (напр., зрительное и тактильное). Махасангхика признавала, помимо основных групп скандх (см. Дхармы), особую субтильную и невидимую материю (avijñaptirūpa), призванную, вероятно, обеспечить «локализацию» действия закона кармы.
В.К.Шохин
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x