МАЙТРИ

0 97

МАЙТРИ (санскр. maitrī, пали mettā – дружба, дружелюбие) – одна из основных категорий индийского альтруизма. Майтри близка добродетели дана (дар, дарение) – щедрости, благотворительности (см. Парамиты), считавшейся важным условием и мирского и духовного преуспеяния начиная с самых ранних памятников индийской культуры. Уже один из гимнов «Ригведы» напоминает богатым, что следует уделять что-то и бедным и уметь пользоваться богатством не только для себя (Х.117). В «Брихадараньяка-упанишаде» божество грома дает наставление благотворить наряду с предписанием контролировать себя и оказывать сострадание другим (Ѵ.2.3), в «Чхандогья-упанишаде» щедрость рекомендуется наряду с аскезой, невреждением, честностью и правдивостью (III.17.4). Она же всячески рекомендуется в Дхармашастрах и дидактических текстах «Махабхараты». В текстах Палийского канона щедрость рассматривается как добродетельный акт, приносящий заслугу (см. Папа–пунья) – первый из группы этих актов, наряду с добродетельным поведением (см. Шила) и медитацией (Дигха-никая III.218). Однако в отличие от названной добродетели, майтри является более интровертной, обозначая прежде всего внутреннее расположение «практикующего» по отношению к другим живым существам. В этом отношении ей ближе каруна – «сострадание», но в последней, воспетой в «Бодхичарья-аватаре» Шантидэвы (7–8 вв.) и других произведениях махаяны, акцентируется именно «со-страдание» к страждущим, в то как в майтри скорее «со-радование» с другими существами.
Добродетель майтри почитается во всех трех основных индийских религиях. В «Законах Ману» (VI.8) она входит в список основных добродетелей, в котором занимает третье место после изучения Веды и скромности и предшествует вниманию. В «Йога-сутрах» (I.33) майтри-дружелюбие названо первым из средств очищения сердца (вместе с состраданием, симпатической радостью и беспристрастием). По толкованию Вьясы, в отличие от сострадания, которое испытывают по отношению к несчастным, сорадование обращено к счастливым живым существам, а Вачаспати Мишра уточняет, что майтри – это добросердечность (саухарда), устраняющая даже следы зависти. В «Таттвартхадхигама-сутре» Умасвати она идет первой в списке полезных упражнений для души, следующем за начальным «обетом»-вратой (ѴІІ.6).
Специально концепция майтри разрабатывалась в буддизме. В поучениях Будды она определяется как одно из важных средств очищения сердца (Дигха-никая I.251; Самъютта-никая II.265; Ангуттара-никая IV.150). Определение майтри представлено в «Висуддхимагге» Буддхагхосы. Дружелюбие опирается на размышление: «Подобно тому как я желаю своего благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы». Майтри – духовное упражнение, необходимое ради достижения высших целей, при котором культивируемая благожелательность обращается (в порядке возрастающей сложности ее реализации) на людей дорогих, не-дорогих, нейтральных и на врагов. «Воспитывать» же сострадательное сердце – значит желать, чтобы все существа достигли состояния счастья, мира и благополучия. Конечная задача – достижение «безграничного дружелюбия». Культивирование данного состояния описывается как процесс длительный и сложный. В «Дашабхумике», специально посвященной десяти ступеням совершенства бодхисаттвы, указывается, что бодхисаттва «пронизывает» всю вселенную своим умом и сорадованием, обладая безграничной свободой от ненависти, зависти и враждебности к какому-либо живому существу. Тем не менее майтри здесь – не цель, но скорее средство достижения высших, «трансэтических» состояний.
В.К.Шохин
 

Смотрите также  СИМВОЛЫ ВЕРЫ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x