МАКСИМ ГРЕК

0 149

МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис) (ок. 1470, Арта, Греция – 1556, Троице-Сергиев монастырь) – переводчик, богослов, просветитель. Родился в знатной греческой семье. В 1492 приезжает в Северную Италию, обосновывается во Флоренции, сотрудничает с И.Ласкарисом, А.Полициано, А.Мануцием, Пико делла Мирандола младшим и др. деятелями эпохи Возрождения. В 1502 постригается в монахи доминиканского монастыря св. Марка. Спустя 2 года уезжает на Афон и в Ватопедском Благовещенском монастыре вновь принимает постриг. В 1518 по приглашению Василия III прибывает в Москву, где начинается самый важный в творческом отношении период его жизни. Переводит Толковую Псалтирь, Толкования Иоанна Златоуста, творения отцов Церкви, жития, статьи из энциклопедического сборника Свиды. Новые переводы и правка имеющихся вызвали недовольство местных книжников. За нестяжательские взгляды, несогласие с автокефалией Русской Церкви осуждается на двух церковных соборах в 1525 и 1531. Долгие годы проводит в заточении в Иосифо-Волоколамском и Тверском Отроче монастырях; ок. 1548 переводится на покой в Троице-Сергиев монастырь. С ним все более считаются и советуются Иван IѴ, Андрей Курбский, Зиновий Отенский, Вассиан Патрикеев и др. После кончины стал почитаться как местный, а с 1988 – как общерусский святой. В 1997 найдено слывшее утраченным его погребение, мощи покоятся в настоящее в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры.
Творческое наследие Максима Грека включает свыше 350 переводов и оригинальных сочинений разных жанров (слова, речи, сказания, послания). Одним из первых на Руси стал составлять прижизненные собрания творений, его рукописи находятся в архивах России, Франции, Австрии, Афона. Своеобразно соединивший византийские, возрожденческие и древнерусские традиции, принесший высокий уровень богословской, филологической, философской культуры, он стал крупнейшим мыслителем России 16 в. В философском плане Максим Грек разрабатывал проблемы онтологии (учения о Св. Троице, макро- и микрокосме, метафизика света), гносеологии (логика, интуитивное познание, роль сердца в познании), антропологии (3 части души – разумная, волевая, чувственная, 5 видов сенсуалистического познания, уподобление души кораблю и зерцалу), этики (генезис морали от естественных религий до иудаизма и христианства, теодицея), социально-исторического анализа (гармония светской и духовной властей, трактовка самодержавия как умения монарха властвовать собой, историософские наблюдения над древней и новой историей). В письме к Федору Карпову Максим Грек дал свое определение философии, считая ее возвышенным знанием, которое «благоукрашение нрава законополагает и гражданство составляет нарочито», целомудрие, кротость и мудрость хвалит, «добродетель и благость вводит в сем свете». Развивая греческую традицию синтеза философии и филологии, особенно в жанре диалога, Максим Грек способствовал подъему всей отечественной средневековой культуры.
Сочинения:
1. Соч. преп. Максима Грека. Казань, 1859–62, ч. 1–3;
2. Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Троице-Сергиева лавра, 1910–11 (репринт 1996);
3. Ржига В.Ф. Опыты по истории русской публицистики 16 в. Максим Грек как публицист. – «Труды Отдела древнерусской литературы». Л., 1934, т. 1;
4. Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984.
Литература:
1. Иконников В.С. Максим Грек и его время. К., 1915;
2. Иванов А.И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969;
3. Синицына Н.В. Максим Грек в России. М., 1977;
4. Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983;
5. Denissoff Е. Maxime le Grec et l’Occident. P.–Louvain, 1943;·
6. Haney J.V. From Italy to Moscovy. The Life and Works of Maxim the Greek. Münch., 1973;
7. Langeler A. Maksim Grek, byzantijn en humanist in Rusland. Amst., 1986.
M.H.Громов
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x