МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

0 84

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ (Marsilius Patavensis) (1275/ 89 – 1342/43) – средневековый политический философ, теоретик светского государства. Учился в университетах Падуи, Орлеана и Парижа. В 1312–13 – ректор Парижского университета. Во борьбы папы Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским принял сторону последнего. Автор (возможно в соавторстве со своим другом аверроистом Ж.Жанденом) антипапского труда «Defensor Pacis» (Защитник мира, 1324), осужденного церковью в 1327 (и повторно в 1378). Бежав ко двору императора в Германию, был объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре.
В главном сочинении «Defensor Pacis» и в малой версии его – «Defensor minor» (1342; составлен в ответ на критику соратника по борьбе с папой У.Оккама) он выступил против светских притязаний церкви, которую обвинял в нарушении «мира», обеспечивающего нормальное функционирование государства. В обосновании независимости государства от церкви Марсилий Падуанский исходил из концепции «двух истин» (см. Двойственной истины теория), разграничивая посюстороннюю и потустороннюю жизнь, земное счастье и вечное спасение как две автономные области. Деполитизируя духовную власть и отвергая претензии пап на абсолютное господство, он в то же осуществлял десакрализацию светской власти, опираясь на аристотелевское понимание государства: источник последней – не Бог, а народ, а цель ее – не спасение, а «хорошая жизнь» на земле. За церковью признается лишь религиозно-нравственный авторитет, и из надгосударственного законосозидающего «сообщества» она превращается в «общину верующих», включаясь в государство как его «часть»: клир подчиняется светскому суду, церковная юрисдикция ограничивается даже в таких вопросах, как отлучение, интердикт, суды над еретиками. Предвосхищая идеи Реформации, Марсилий Падуанский выступает против «обмирщения» церкви, требует отказа ее от накопленных богатств.
Развивая теорию светского самодостаточного государства, противостоящую абсолютистским притязаниям не только папской, но и имперской власти, Марсилий Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (точнее, его наиболее значимую часть – pars valentior) источником политической власти и ее высшей инстанцией. В рамках этой ориентации он подошел к идее о разделении властей – исполнительной и законодательной, подчиняя первую (в лице избираемого народом императора) второй – народному представительному органу, «человеческому законодателю» (legislator humana). Отделяя политико-правовую область государства от нравственно-религиозной сферы церкви, Марсилий Падуанский развивает светскую философию права, которая устанавливает независимость учреждаемого людьми «позитивного» закона от предустановленного Богом «естественного» нравственного закона.
Сочинения:
1.  Defensor Pacis, ed. R.Scholz, t. 1–2. Hannover, 1932–33;
2.  Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. 2: The Defensor Pacis, engl. trad. N.Y., 1956;
3.  Brampton C.K. (ed.), The defensor minor of Marsilius of Padua. Birmingham, 1922;
4.  Quillet J., Jeudy C, Marsilius of Padua. Oeuvres mineurs. P., 1979.
Литература: Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. I: Marsilius of Padua and Medieval Political Philosophy. N.Y., 1956; Lagarde G. de. La naissance de l’esprit laïque au declin du moyen âge. T. 3: Le defensor pacis. P., 1970; Quillet J., La philosophie politique de Marsile de Padoue. P., 1970.
H.В.Ефремова
 

Смотрите также  БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x