МАУТНЕР

0 279

МАУТНЕР (Mauthner), Фриц (22 ноября 1849, Хорице, Богемия – 29 июня 1923, Меерсбург, Германия) – австро-немецкий писатель, литературный критик и философ. По своему первоначальному образованию – журналист. Испытал влияние британского эмпиризма и номинализма, А.Шопенгауэра, феноменалистической эпистемологии Э.Маха, а также кантовского критицизма. Одним из первых среди немецкоязычных авторов стал рассматривать язык с философской точки зрения. Маутнер поддерживал осуществленную Кантом критику разума, однако упрекал немецкого философа в непонимании того, что разум и есть язык: в философии Маутнера разум (интеллект) тождественен языку. Все философские проблемы для него суть языковые проблемы. При этом он опирался на естественный язык и невысоко оценивал попытки его формализации. Ранний Л.Витгенштейн в «Логикофилософском трактате» полемически высказывался по поводу маутнеровской критики языка, однако в поздний период становится явным значительное влияние идей Маутнера на Витгенштейна. Э.Кассирер критиковал теорию познания Маутнера за скептицизм и доведение до предела принципов эмпиризма.
Маутнер стремился к разработке последовательно номиналистической теории познания. Он вел борьбу с реификацией общих понятий, разоблачал политическое околдовывание людей такими общими понятиями, как «народ», «раса», «дух». Язык философии для Маутнера – тот же обыденный, повседневный язык, лишь подвергшийся некоторому уточнению. Любой язык, в т. ч. язык философии и науки, метафоричен. Двусмысленности и неясности языка связаны именно с его метафоричностью и являются причиной заблуждений познания. Маутнер считал, что язык в целом более приспособен для поэзии, чем для философии и науки. Научные законы он оценивал лишь как временные индуктивные обобщения, которые с лингвистической точки зрения представляют собой реифицированные метафоры. Логику он сводил к психологии языка и считал, что может быть много различных логик.
Основная цель исследований Маутнера – определить природу и пределы языка. В «Словаре по философии» (Wörterbuch der Philosophie: Neue Beiträge zu einer Kritik der Sprache. Münch., 1910) дается объяснение психологического происхождения слов, а затем показывается, как в истории философии эти слова подвергались реификации. Отвергая мнение философов и логиков о том, что смысл слов объективен, Маутнер утверждал, что нет языка как такового (это лишь реифицированное общее понятие), а есть отдельные люди, использующие язык в своих целях. Язык – не какая-то универсальная сущность, а активность, социальное явление. Отсюда особое внимание Маутнера к прагматическим аспектам языка. «Критика языка» должна завершаться «молчанием». Маутнеровская философия обыденного языка не пользовалась значительным влиянием при жизни ее автора, однако интерес к ней сильно возрос в 1960–70-х гг.
Сочинения:
1.  Beiträge zu einer Kritik der Sprache. Stuttg., 1901–1903;
2.  Die Sprache. Fr./M, 1906;
3.  Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, 4 Bde, 1920–1923;
4.  Ausgewählte Schriften, 6 Bde, 1949; в рус. пер.: Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л.–М., 1924.
Литература:
1.   Weiler C. Mauthner’s Critique of Language. Cambr., 1970.
А.Ф.Грязнов
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x