Механизм регулирования земельно- имущественных отношений

0 144

Любой механизм управления отдельными секторами экономики и народным хозяйством (а земельно-имущественные отношения и есть экономические отношения по поводу гражданского оборота земель­ных участков) должен отвечать определенным наборам общественных принципов функционирования данной системы. Для системы регули­рования земельно-имущественных отношений можно сформулировать 9 основных общественных принципов.
1. Многообразие равноправных форм собственности на землю и землепользования— как основа гарантий Конституции РФ и ряда других нормативно-правовых актов, уточняющих положения Консти­туции. Действующее законодательство позволяет субъектам всех форм собственности иметь равные права по своему распоряжению и исполь­зованию земли с обязательным соблюдением экологического законо­дательства и интересов других хозяйствующих лиц и землепользова­телей. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 260) собственник земельного участка может осуществлять операции по обороту земель в рамках существующего законодательства. Само понятие землеполь­зования имеет более широкое трактование правомочий, обусловлен­ных способом предоставления занимаемого участка, и, как следствие, закрепление определенных прав по распоряжению земельным участ­ком на рынке гражданско-правовых операций.
Однако основные положения приоритета землепользователей в хо­зяйственном использовании земельных участков в земельно-иму­щественном комплексе остаются за собственником.
2. Платность землепользования— это основополагающий эконо­мический принцип рыночной экономики, показывающий ценность земли в денежном эквиваленте в гражданско-правовом обороте. Нич­то так не ценится, как вещь (объект), имеющая определенный ры­ночный эквивалент. Отнеся это положение к земельным ресурсам, мы можем понаблюдать, что безвозмездное пользование приводит к разбазариванию земельных угодий и потере их качественных харак­теристик. Поэтому введение федеральным законодательством платно­сти землепользования законом «О плате за землю» в виде земельного налога и арендной платы позволило реализовать систему экономи­ческих показателей, стимулирующих рациональное использование земель, перераспределение инвестиционных потоков и создание бла­гоприятных условий финансирования бизнес-проектов, связанных с развитием земельно-имущественного комплекса города и иного поселения, создания системы природоохранных мероприятий по за­щите земель, формирования доходных статей бюджетов различных уровней.
Устойчивость городского землепользования (поселения)— данный принцип показывает долговременность земельно-имуще­ственных отношений по поводу гарантированное™ прав земельной собственности как Конституцией РФ, так и рядом других федераль­ных законодательных актов: Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ. Сама система современного земельного законодатель­ства допускает принудительное изъятие земли у собственников в исключительных случаях, оговоренных законом, с учетом всех процессуальных процедур (по согласованию сторон за выкуп или на условиях предоставления аналогичного участка).

4.Принцип приоритетности— данный принцип означает, что в ос­нову регулирования земельно-имущественного комплекса города за­ложен общественный интерес по использованию землепользования в рамках разрешенного использования земли, что позволит удовлетво­рить потребности общества и землепользователя в определенном объекте города или иного поселения как получателя дохода от эксп­луатации земельного участка.
5.Принцип ответственности— данный принцип означает как ра­венство всех сторон земельно-имущественных отношений перед за­коном, так и ответственность в экономическом пространстве, под­вергаемом воздействию органов власти и управления в интересах третьих лиц.
6.Принцип информативности— данный принцип означает, что все участники земельно-имущественных отношений должны иметь воз­можность получить всю информацию о землепользовании и ином иму­ществе на участке.
7.Принцип оптимальности— данный принцип предполагает, что земельно-имущественные отношения должны базироваться на соче­тании общественных интересов города и городской среды, интересов потенциальных инвесторов и возможностей эксплуатации землеполь­зования в рамках системы существующей нормативно-правовой базы. При этом необходимо учитывать определенную невосполнимость зе­мельных ресурсов, поэтому здесь требуется сочетать эффективный объем капиталовложений в недвижимость (в том числе и в землю) и приумножение свойств земли как природного ресурса (простран­ственного базиса).

8.Принцип комплектности- данный принцип означает, что здесь необходимо ограниченное сочетание административных и рыночных методов управления, которые своим сочетанием решают комплекс правовых и экономических задач, а также решение социально-эконо­мических проблем населения, развитие природно-исторических и рек­реационных территорий в урбанистической среде, увеличивают цен­ность земельно-имущественного комплекса города.
9.Принцип научно-технической обоснованности— данный принцип предполагает, что регулирование земельно-имущественных отношений в городах и иных поселениях будет базироваться на теории и методике научного анализа тенденций и закономерностей социально-экономи­ческого и территориально-исторического развития объекта исследо вания (города) и создании на этой основе современной теоретической концепции развития объекта (города и иного поселения) с учетом обобщения отечественного и зарубежного опыта регулирования зе­мельно-имущественного комплекса города (населенного пункта).
Данные принципы регулирования земельно-имущественного ком­плекса города создают базисную основу для более развернутой систе­мы регулирования городской среды, которая должна разделяться на подсистемы, функционирующие на основе экономико-правовых ме­тодов направленного воздействия на поставленную задачу.
Любая система регулирования состоит из системы непрерывных последовательных циклов (операций). Применительно к земельно-имущественному комплексу города такие операции будут включать в себя следующий набор действий:
♦ получение и анализ достоверности информации об объекте регу­лирования;
♦ анализ современного состояния объекта регулирования и выра­ботка концепции регулирования применительно к конкретным условиям;
♦ выработка системы регулирующих мероприятий согласно по­ставленным задачам и общей стратегии регулирования;
♦ реализация системы управления земельно-имущественным комп­лексом.
Выполняемость и эффективность данных действий будут целиком и полностью зависеть от достоверности информации об объекте ис­следования и регулирования.
Само управление системой земельно-имущественного комплек­са должно иметь вертикально-горизонтальное структурирование, которое позволит выполнять управление комплексом и одновремен­но отслеживать происходящие изменения на подконтрольных терри­ториях.
Исходя из этого, единая система регулирования земельно-имуще­ственного комплекса страны, а также любого города и иного поселения должна иметь достаточно сложную многоуровневую и многофункцио­нальную структуру, которая позволяла бы объединить всех участни­ков процесса управления (хозяйствующих субъектов и администра­тивно-территориальные структуры).
Такая структура, с правовой точки зрения, состоит из двух частей — регулируемая и регулирующая подсистемы, между которыми суще­ствуют, а точнее — их связывают хозяйствующие на земле субъекты.
Соответственно, данные субъекты в регулируемой подсистеме выпол­няют активную роль динамичности земельных отношений, а в управ­ляющей подсистеме — роль исполнителя, на которого направлено вы­работанное совокупное регулирующее воздействие.
Рассмотрим подробнее основную цель управляющей системы. В дан­ном случае она заключается в обеспечении оптимального функциони­рования земельно-имущественного комплекса города в условиях кар­динального реформирования земельных отношений и построения цивилизованной рыночной системы. Оптимальными для функцио­нирования земельно-имущественного комплекса города являются постоянная ротация земельных собственников и естественный про­цесс распределения и перераспределения земельных ресурсов с ус­ловием постоянной работы данного ресурса на благо общества и соб­ственника с сохранением и увеличением потребительских свойств земли как фактора производства и товара.
Из этого вытекает задача регулирующей подсистемы, которая бу­дет заключаться в планомерном и поэтапном влиянии на хозяйству­ющие субъекты для рационального использования земель и распре­деления и перераспределения, а также восстановления утраченных полезных свойств.
Управление земельно-имущественным комплексом есть применение экономических действий к участникам данного процесса. В качестве ин­струмента воздействия на участников земельных отношений необходи­мо назвать регулируемый земельный рынок. В данном случае земель­ный рынок, как и рынок недвижимости в целом, будет представлять собой отдельную экономическую категорию в экономике государства (города и иного поселения). В основе функционирования земельного рынка заключена система социально-политических интересов, инсти­тута собственности на землю, деление земли на категории и по целево­му назначению, экономико-правовой механизм распределения и пере­распределения земель, система ведения кадастра, мониторинг земли и недвижимости, проведение природоохранительных мероприятий.
В общеэкономическом понятии рынок земли — это обособленный сектор рынка недвижимости, где происходит оборот земельных (или природных) ресурсов и осуществляется гражданско-правовой оборот, формируются рыночные отношения (рыночная цена, залоговая сто­имость) и механизм государственного управления земельной соб­ственностью.
Рассмотрим более подробно структуру и содержание земельного рынка.
Земельный рынок — это обособленный, специфический институт земельных отношений, в котором происходит оборот земельных ре­сурсов, в рамках определенной территориальной единицы (города и иного поселения), в границах которой происходят сделки купли-про­дажи, залога, аренды, передачи в уставной капитал; происходят фор­мирование спроса и предложения, структуризация земли как товар­ной единицы определения рыночной цены, залоговой стоимости, арендной платы. В данном экономико-правовом поле работают меха­низмы государственного управления земельными ресурсами, которые представлены платой за землю (земельный налог, нормативная цена земли, арендная плата, выкуп права аренды), созданием благоприят­ных условий для инвестиций в земельно-имущественный комплекс в слабо развитые зоны поселения, разработкой земельно-имуществен­ной политики по реконструкции устаревшего жилья и восстановления потребительских свойств земельных ресурсов, регулированием приро­доохранных мероприятий. Однако здесь необходимо учитывать регио­нальные особенности состава и структуры земельного рынка. Так, для крупных городов основное содержание земельного рынка будет состо­ять из пригодных для коммерческой эксплуатации земельных участ­ков (свободных и застроенных), системы функциональных связей между различными системами города. Вместе с тем основные эконо­мические параметры земельного рынка во многом зависят от характе­ристик и взаимосвязей развития единой и региональной рыночной системы, они оказывают взаимное влияние и имеют тесную обратную связь, которая обусловлена современным состоянием экономики. Со­ответственно, вся рыночная система экономики и ее органическая часть — земельный рынок — находятся под управлением экономиче­ской среды региона, в рамках формирующейся социальной системы: наличие института собственности и формы, экономико-правовое обес­печение, механизм распределения и перераспределения, инвестици­онно-финансовая и бюджетно-налоговая политика, социально-исто­рико-культурная среда.
 
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x