МЕН ДЕ БИРАН

0 85

МЕН ДЕ БИРАН (Maine de Biran) Мари Франсуа-Пьер Гонтье (29 ноября 1766, Бержерак – 20 июля 1824, Париж) – французский философ. Происходил из семьи врача. Сделал блестящую политическую карьеру: был администратором департамента Дордонь (1795), членом Совета пятисот (1797), субпрефектом Бержерака (1806), членом палаты депутатов (1809), государственным советником (1816).
В развитии его философских идей можно выделить три периода. В первый период (до 1804), примыкая к школе «идеологов» (Кабанис, Дестю де Траси и др.), он выступает приверженцем сенсуалистической философии Кондильяка. В докладе о «Влияние привычки на мыслительную способность» («Influence de l’habitude sur la faculté de penser», 1803) он развивает мысль о том, что в разуме нет ничего, чего не было бы в наших чувствах.
Взгляды, характерные для второго периода (1804–18) – т.н. «философия воли» – изложены в докладе «Об анализе мышления» (1805), удостоенном премии Академии, и в «Опыте об основаниях психологии и об ее отношении к изучению природы» («Essai sur les fondements de la psychologie…», 1812, полностью опубликован в 1859). Генезис самосознания, Я (le moi) не может быть выведен из пассивных ощущений (sensations). Мыслящее индивидуальное Я является активным субъектом, определяющим возникновение восприятий (perceptions). Активность Я проявляется в волевом усилии (effort) при столкновении с не-я. Это «движущее волевое ощущение» на определенной стадии развития органической жизни берет на себя управление нашим телом, превращая чисто рефлексивные действия в автономную двигательную способность. Так, напр., если я хочу поднять руку, то инициатива исходит от Я, вызывая движение в моем теле. Мен де Биран различает два типа жизни: во-первых, животную, пассивную – жизнь ощущений, инстинктов, желаний, работа сновидений во сна, автоматические действия в период бодрствования (иначе говоря, бессознательные механизмы); во-вторых, человеческую – активную жизнь субъекта как источника инициативы. Для объяснения постоянства Я во время сна или пребывания в бессознательном состоянии он вводит понятие души, отрицая возможность ее познания (существование души является лишь предметом веры).
Мен де Биран выделяет в человеке четыре системы: 1) аффективную, общую у человека с животными и предшествующую возникновению сознания; 2) сенситивную (пробуждение Я и его усилий); 3) перцептивную – сосредоточение усилий и внимания на каком-либо одном предмете, позволяющее познать те или иные вещи; задает иные правила поведения человека, нежели инстинкты; 4) рефлексивную – Я абстрагируется от всех случайных элементов, созерцает себя во всей чистоте, овладевает моральной свободой и ищет счастье в высших сферах разума. Третий период его творчества (1818–24) отмечен влиянием христианского мистицизма (Паскаль, Фенелон, м-м Гюйо). В незавершенной работе «Новые очерки по антропологии» («Nouveaux essais d’anthropologie», v. 1–2, 1823–24) он различает три рода жизни в человеке: животную (чувственность), человеческую (воля) и божественную (любовь). Оказал влияние на христианский экзистенциализм.
Сочинения:
1.  Oeuvres, ed. de Р.Nisserand, 14 vol. P., 1920–44;
2.  De l’ existence. Textes inédits, ed. de H.Goutrier. P, 1966.
Литература: Naville E. Maine de Biran, sa vie et ses pensées. P., 1857; Girard A. Le journal intime et la notion de personne. P., 1963; Gouhier H. Maine de Biran par lui-même. P., 1970; More T.С.Т. The Psychology of Maine de Biran. Oxf., 1970; «Revue intenationale de philosophie», 1970, № 75 (посвящен Мен де Бирану).
M.M.Федорова
 

Смотрите также  КАМАЛАШИЛА
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x