МЕТЕМПСИХОЗ

0 299

МЕТЕМПСИХОЗ (греч. μετεμψύχωσις, от μετα- − пере- и ἐμψύχωσης – одушевление, оживление, собственно – переодушевление) – один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у Диодора Сицилийского (1 в. до н.э.; 10, 6); затем у Галена (4, 763 Kuehn), у Александра Афродисийского (De an., 27, 18); особенно характерен для неоплатонической традиции: Порфирий (De abst. 4, 16), Гермий у Стобея (149, 69) и др.; конкурировал с терминами «метэнсоматосис» (лат. калька геіnсаrnatio – «реинкарнация», «перевоплощение» – начиная с Ипполита Римского (Ref. 1, 3, 2) и Плотина (II 9, 6; IІ 3, 9)), у неоплатоников также палингенесия. В ранних греческих свидетельствах о метемпсихозе обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель. О душе, 407b20; Геродот 2, 123).
Религиозно-мифологическое учение о переселении душ умерших в тела других людей (новорожденного ребенка), животных, растений и минералов или – в порядке повышения – демонов, божеств – засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографический материал у Э.Тэйлора. – В кн.: «Первобытная культура». М., 1939, с. 301 слл.; Фрейзер Дж.Дж. Золотая ветвь, т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым метемпсихоз происходит в «первое попавшееся» тело, и этизированные религиозно-философские варианты, в которых восхождение и нисхождение души по иерархической лестнице живых существ определено нравственными достоинствами личности умершего, т.е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классическая страна разработанного религиозно-философского метемпсихоза – Индия (см. Сансара, Карма). В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н.э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56слл.; Эмпедокл. Очищения; Геродот 2, 123). Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоз принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Платон воспринял учение о метемпсихозе (скорее как философский миф) из пифагорейской традиции, сохранив идею нравственного воздаяния (см. «видение Эра» в 10-й кн. «Государства» 614b–621d), но особенно подчеркивая эпистемологический момент – пренатальное знание идей (см. Анамнесис). Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере – отказ от кровавых жертвоприношений.
Литература:
1.  Hopf С. Antike Seelenwanderungsvorstellungen. Lpz., 1934 (Diss.);
2.  Stettner W. Die Seelenwanderung bei Griechen und Römern. Stuttg., 1934;
3.  Long H.S.Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato. Princeton, 1948;
4.  Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Cambr. (Mass.), 1972, p. 120sq.;
5.  Culianu J.P. Psychanodia 1. Leiden, 1983.
См. также лит. к ст. Орфизм, Пифагореизм.
А.В.Лебедев
 

Смотрите также  ФЛОРОВСКИЙ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x