Методические указания. Понятие и задачи профилактики преступлений

0 401

Понятие и задачи профилактики преступлений
Тема 9. Современные формы и методы борьбы с преступностью.Прежде всего, необходимо дать надлежащую оценку мес­ту и роли криминологической профилактики в общей систе­ме социального воздействия на преступность, определить со­отношение профилактики с уголовно-правовыми мерами,
значение предупредительной деятельности в современных условиях,
Важно составить четкое представление о специализирован­ных и неспециализированных субъектах предупредительной деятельности; об объектах профилактического воздействия и профилактической защиты; о понятии, содержании и соотно­шении общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступности; об общей и индивидуальной профилактике, Заслуживает внимания вопрос о содержании и соотношении терминов: «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «превенция», «пресечение».
Анализируя меры предупреждения преступности, необхо­димо классифицировать их по:
— содержанию (экономические, социально-политические, культурно-воспитательные, юридические, организацион­но-управленческие, технические);
— уровню (обшесоциальные, специально-криминологические);
— объему применения (общие и индивидуальные);
— масштабу (общегосударственные, местные);
— субъектам применения (государственные, общественные);
— направлениям и сферам применения (по видам преступле­ний и типам преступного поведения);
— различным социальным группам;
— сферам общественной жизни, отраслям экономики;
— специфическим территориальным зонам, регионам и объ­ектам.
Кроме того, необходимо четко выделить обстоятельства, определяющие роль органов внутренних дел в предупрежде­нии правонарушений, выявить содержание профилактической деятельности каждой службы и подразделения органов внут­ренних дел, имея в виду их работы.
Информационное обеспечение профилактической дея­тельности органов внутренних дел нужно рассматривать в контексте материалов предыдущих тем (методов исследова-ния криминологических проблем, статистических данных как одного из важнейших источников получения информации о преступлениях и лицах, их совершивших.
Очень важно усвоить содержание методов профилактики правонарушений, к которым относятся: анализ оперативной обстановки (правонарушений и преступности), информирова­ние соответствующих органов и учреждений (должностных лиц) об оперативной обстановке; обследование объектов и мест массового отдыха населения, проведение специальных рейдов; изучение материалов печати, сообщений должност­ных лиц и заявлений граждан; проведение правовоспитатель­ной работы среди населения.
Необходимо раскрыть понятие и виды социального кон­троля над преступностью (формальный, неформальный, кара­тельный, сдерживающий), его методы (поощрение и наказа­ние), содержание уголовной политики РФ на современном этапе и ее направления, отразив их гуманный характер по от­ношению к преступнику.

Задание 1
Прочтите описание преступного поведения. К какому ти­пу относится данное преступление? Проанализируйте кри­миногенную ситуацию и личность преступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?
Хорошо покутил вчера Аксенов. Спасибо ребятам за при­глашение — баня, девочки, водка была хорошая, утром голова почти не болела.
Через неделю он получил видеофильм. Даже дрожь по те­лу от таких кадров. По телефону сообщили, что стоимость банных и дамских услуг по прейскуранту — 70 тыс. долларов. «Почему так дорого? Потому, что сервис был высшего класса. Мы предлагаем вам сотрудничать с нами, иначе сумма, госпо­дин прокурор, будет фигурировать на суде как сумма взятки».
Задание 2
Квалифицируйте деяние Оксаны. Дайте рекомендации о том, как не совершить данное преступление.
Оксана живет в коммунальной квартире. Ее сосед любит вы­пить. Денег на выпивку не хватает. И вот он не нашел ничего лучшего, как забираться в комнату Оксаны и употреблять лике­ры. Оксана говорила ему по-хорошему, неоднократно обраща­лась к участковому. Но никаких результатов. Осталось последнее средство. Оксана химик. На работе она достала яд и растворила его в бутылке с ликером. Мол, моя комната, что хочу, то и делаю.
Сосед выпил этот ликер и через три часа умер. Неприятно, конечно, чувствовать, что имеешь некоторое отношение к смерти человека, зато теперь она живет в отдельной квартире. Комната соседа досталась ей.

Через неделю ее вызвали на допрос. Она не скрывала, как все было. Каково же было удивление Оксаны, когда ее осуди­ли за убийство. Это настоящая трагедия.
Задание 3
Подготовьте таблицы для анализа состояния преступно­сти и других правонарушений на территории района крупного города за год:
и место совершения краж (не более 10 граф);
— состояние преступности и других правонарушений в мик­рорайоне.
Задание 4
Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зара­женности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными:
— в строительной организации с численностью рабочих и служащих в 500 человек совершили правонарушения и были привлечены к уголовной ответственности 4 челове­ка; к административной ответственности за совершение различных проступков — 20 человек, в том числе служа­щих — 3 человека;
— в другой строительной организации с численностью рабо­чих и служащих в 600 человек за аналогичный период бы­ло привлечено к различным видам ответственности соот­ветственно 423 человека, в том числе служащих 5 человек;
— на механическом заводе с численностью рабочих и слу­жащих 1000 человек к уголовной ответственности привле­чено 2 человека; к административной — 10 человек, в том числе служащих — 1 человек.
Задание 5
Учащимися одного из училищ за последние три года со­вершено 8 преступлений: 3 кражи из квартир — тремя учащи­мися; 2 угона автомобилей — пятью учащимися; 2 хулиганст­ва — тремя учащимися и 1 групповое изнасилование несовершеннолетней — двумя учащимися.
Кроме того, трое учащихся совершили мелкое хулиганст­во, двое — занимались незаконным изготовлением радиопе­редающих устройств.
Установлен факт приобретения и разового потребления учащимися наркотических средств.
Двое учащихся во производственной практики со­вершили мелкое хищение строительных материалов.
Неоднократно выявлялись случаи употребления учащими­ся спиртных напитков.
На обслуживаемой территории находятся юридический, архитектурный и медицинский институты, НИИ радиоаппара­туры и механический завод.
Директор профессионального училища обратился в управ­ление внутренних дел с просьбой оказать содействие в воспи­тательно-профилактической работе среди учащихся, в том числе в прочтении лекций и проведении занятий на морально-правовые темы.
1. Определите обстоятельства, которые должны быть уч­тены при организации чтения цикла лекций и других вос­питательных мероприятий с учащимися, формы право­воспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, и круг лиц, которых следует привлечь к этой работе.
2. Разработайте тематику бесед с учащимися училища.
Задание б
Изучите справку по материалам о правонарушениях Изве­кова.
Извекову 35 лет, он женат, имеет 2 малолетних детей в воз­расте 9 и 13 лет; образование среднеспециальное, по профессии — художник-оформитель с 13-летним стажем; работает рабо­чим в овощном магазине; ранее к уголовной ответственности не привлекался. В течение последнего года привлекался к админи­стративной ответственности за мелкое хулиганство (учинил в общественном месте в пьяном виде скандал с женой), дважды доставлялся в медицинский вытрезвитель.
В последний раз, находясь в состоянии алкогольного опь­янения, совершил кражу 10 кг бананов, продал их, а выручен­ные деньги пропил. За совершенное деяние был приговорен к 1 году исправительных работ.
В беседе с участковым уполномоченным Извеков сказал, что совершил кражу в бессознательном состоянии, ничего не помнил из-за сильного опьянения и был удивлен, что суд осу­дил его за кражу бананов, хотя и не отрицал того, что украл их. 82
В процессе общения участковый предупредил Извекова: «Учтите, что при совершении нового преступления вы будете, как ранее судимый, подвергнуты более строгому наказанию. Имейте в виду, что по закону лицо, совершившее преступле­ние в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Если вы будете продолжать злоупотреблять спиртными напитками, то в случае совершения преступления дело может дойти до применения к вам принудительных мер медицинского характера».
Проверкой по месту жительства Извекова установлено, что он пьянствует в основном со своим соседом Курзаевым, ранее судимым за хулиганство.
В беседе с администрацией магазина было установлено, что за последнее время (после осуждения за кражу) Извеков изменил свое поведение к лучшему, лишь иногда допускает выпивки.
Участковый пригласил его на беседу и сказал: «Хорошо, что вы взялись за ум. При РЭУ создается изостудия для труд­ных подростков. Руководитель уже есть, но ему пока трудно. Поэтому я прошу вас помочь ему, приняв в этом хорошем де­ле посильное участие».
Извеков ответил, что он с удовольствием займется работой в художественном кружке, только не уверен, имеет ли он на это моральное право.
Участковый уполномоченный милиции поблагодарил Из­векова за готовность исполнить его просьбу, добавив: «Насчет морального права вы верно заметили. Пока окончательно не бросите пить, о работе в кружке не может быть и речи. Кру­жок начнет действовать через два месяца. Вот к этому време­ни и надо привести себя в порядок, заслужить и моральное право, о котором вы говорите. А сейчас прошу вас составить перечень необходимых принадлежностей для занятий подро­стков в художественном кружке и передать его мне». /. Проанализируйте содержание бесед участкового уполно­моченного милиции с Извековым. Определите, какие при-
менялись в данном случае методы индивидуально-воспитательной работы, приемы индивидуально-профилактического воздействия.
2. Своевременно ли применялась в отношении Извекова каж­дая из мер индивидуально-воспитательного воздействия?
3. Какие дополнительные меры следовало бы применить к нему?
Задание 7
Изучите справку по материалам о правонарушении Аръя-нова; проанализируйте действия участкового уполномоченно­го милиции и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных актов и тактики индивидуаль­но-профилактической работы.
12 октября 2008 года Арьянов прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за кражу (ранее судим к ли­шению свободы за хулиганство). 29 октября 2008 года какой-то недоброжелатель позвонил в дежурную часть районного отдела внутренних дел и сообщил, что Арьянов избивает свою жену и нигде не работает. Сотрудник РОВД, принявший теле­фонограмму от этого анонима, передал ее содержание участ­ковому уполномоченному милиции Иванову (данная террито­рия, где проживает Арьянов, закреплена за Ивановым).
Участковый вызвал Арьянова на 30 октября 2008 года в ОВД повесткой. Арьянов в назначенное не явился. Внештатный сотрудник, которого на следующий день участ­ковый направил к Арьянову, застал его дома и предложил по­следовать за ним. Придя в ОВД, Арьянов сказал участковому, что в тот день устраивался на работу, ходил в отдел кадров хлебозавода, никого не бил и вообще он не женат.
Участковый на это заметил: «Трудоустройство — дело нужное, но по вызову в милицию являться надо точно в на­значенное время. В следующий раз не явитесь — доставим приводом».
Арьянов сказал: «А я думал, что все это для меня кончи­лось в колонии. В следующий раз буду аккуратнее. А сейчас я хотел бы знать, по какому поводу вызван в милицию, а заодно — с кем имею дело. Ваша фамилия мне ничего не говорит».
Участковый на это ответил: «Разве вы не видите, что имеете дело с капитаном милиции? А вызвал я вас для того, чтобы ре­шить вопрос о привлечении вас к уголовной ответственности за избиение вашей жены. Арьянов сказал: «Это дело нехитрое — звонить в райотдел, не представляясь. Что же вы сидите и вери­те каждому анониму, не появляясь на своем участке? А вообще лучше бы помогли устроиться на работу по специальности. Я об этом просил перед освобождением, но что толку».
Участковый ответил: «Во-первых, как вы разговариваете? Почему я не должен верить тому, кто передал о вас информа­цию? Может, он боится мести с вашей стороны? Во-вторых, я просто не обязан устраивать вас на работу, тем более рециди­виста. Кому вы нужны? Захотите — найдете себе хоть что-нибудь, а я тут не при делах».
Арьянов попросил: «Хотелось бы найти работу ближе к дому. Я обратился в кадры хлебозавода, но мне там сказали, что судимых на работу не берут, и так воровства хватает». «Правильно сказали, я бы тоже вас на работу не взял. Короче, ищи работу и давай по-быстрому: что натворил?» После этого состоялся пренеприятнейший разговор, в ходе которого уча­стковый размахивал руками, иногда выражался нецензурной бранью, кричал. «Короче, иди и что хочешь делай. Когда по­надобишься, вызову. А теперь пошел вон!» На этом беседа, продолжавшаяся 30 минут, была закончена.
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x