Методические указания. При изучении данной темы следует критически отнестись к ранее принятому объяснению феномена преступности с классо­вых позиций

0 95

При изучении данной темы следует критически отнестись к ранее принятому объяснению феномена преступности с классо­вых позиций. Подобный ограниченный подход, господство­вавший в криминологии до недавнего времени, не давая полно­го представления о преступности как явлении, имеющем более широкую «общечеловеческую» социальную основу, приводит к сомнительным выводам о временном характере преступности и ее неизбежном «отмирании» в будущем, дезориентирует в оп­ределении перспектив борьбы с этим явлением.
Для понимания преступности необходимо правильно ра­зобраться в сложном соотношении преступности и преступле­ний. Проявляясь эмпирически в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, а обладает самостоятельным содержанием как особая форма социального поведения людей, проявление социальной пато­логии, отличающееся тем, что свойственно отдельным пре­ступлениям и их совокупности. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как про­является каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении.
Рассматривая основные показатели преступности, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность де­ления на количественные и качественные, поскольку каждый из этих показателей характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует
наполнить конкретным содержанием, использовать данные, содержащиеся в последних публикациях.
Применительно к вопросу о латентной преступности важ­но усвоить: что входит в это понятие; каково социологическое и криминологическое значение данного явления, соотношение и связь между показателями латентности и раскрываемости преступлений; виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выяв­ления и латентности.
Обращаясь к социальным последствиям преступности, не­обходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности и содержание каждой из ее составных частей, возможности и пути установления «цены преступности».
Кроме того, необходимо изучить (показать) тенденции развития преступности в России; уметь давать криминологи­ческую характеристику российской преступности в целом на современном этапе.
Задание 1
Вам предложили выступить в студенческой аудитории на философском факультете и рассказать, что такое преступность.
Подготовьте выступление и проведите беседу в учебной аудитории. Присутствующие на занятиях студенты задают вопросы выступающему.
Задание 2
Ознакомьтесь с отчетами о зарегистрированных преступ­лениях (форма № 1) и лицах, совершивших преступления (форма № 2), и определите, какие характеристики (показатели) преступности отражаются в этих статистических документах.

Смотрите также  Самостоятельная работа. Самостоятельная работа - 4 часа

Задание 3
В городе «А» в течение года зарегистрировано 1080 пре­ступлений. Его население — 410 тыс. В городе «Б» за этот же период зафиксировано 910 преступлений. Население здесь со­ставляет 395 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого го­рода в расчете на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше.
Задание 4
Укажите методы выявления латентной преступности, в том числе применительно к преступлениям против личности; преступлениям против собственности; преступлениям в сфе­ре экономической деятельности.
Задание 5
В области «А» за год зарегистрировано 3 тыс. лиц, совер­шивших преступления. Ее население;— 850 тыс., из них 200 тыс. — дети, не достигшие 14-летнего возраста. В области «Б» в тече­ние того же периода зарегистрировано 2 тыс. лиц, совершивших преступления. Население этой области составляет 790 тыс. чело­век, из них 80 тыс. — дети, не достигшие 14 лет (малолетние).
Вычислите коэффициент преступной активности для каждой из областей и определите, в какой из них он выше.
Задание 6
Укажите, какие из приведенных ниже преступлений об­ладают латентностью (высокой, средней или низкой), и объ­ясните почему: статьи 105, 126, 131, 150, 151, 157, 158, 159, 160, 161, 165, 219, 256, 258, 290, 291 УК РФ.
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x