Младший дошкольный возраст

0 147

Вопрос 4. Методика чтения природоведческой литературы в разных возрастных группах

Вопрос 3. Виды природоведческой литературы

Требования к подбору произведений природоведческого содержания

Вопрос 2. Требования к использованию произведений природоведческого содержания для дошкольников

Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в произведениях о природе они закладывали идею ответственности человека за ее сохранение, призывали беречь, защищать и изучать природу.

Вопрос 1. Значение природоведческой литературы
1. Чтение художественных произведений о природе помогает педагогу обогащать дошкольников знаниями, уточнять имеющиеся знания о природе и обобщать их. Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает познать природу во всем ее многообразии. В. Бианки – ученый-биолог во всех своих книгах для детей «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т.д. показывает сложные явления в природе с высокой биологической точностью и в то же в занимательной и высокохудожественной форме.
Н.М. Павлова – ученый — растениевод – в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый»
Множество увлекательных книг о природе создал для детей Н. Сладков – топограф по специальности.3. Художественные произведения о природе глубоко воздействуют на чувства детей. Произведения, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с содержанием произведений, переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнения, радость, страх.
4. Произведения о природе учат и эстетическому восприятию окружающего мира. Этому способствует образный язык произведений и иллюстрации художников.
5. Во многих произведениях о природе авторы описывают модель поведения человека в природе.
 
Требования можно условно подразделить на две группы:
1. Требования к подбору произведений природоведческого содержания.
2. Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания.
 
Охарактеризуем подробно каждую группу требований.К выбору книг для чтения детям следует относится очень серьезно. При выборе художественного произведения о природе педагог должен помнить:
· Сообщаемые автором сведения должны быть правильными и реалистичными
· Связи и закономерности природы должны быть раскрыты в доступной для детей форме.
· Произведения должны быть занимательными (интересная фабула, четкая сюжетная линия)
· Произведения должны быть небольшими по объему
· Содержание произведений должно отличаться логической последовательностью излагаемых событий и конкретностью образов
· Произведение должно быть эмоционально насыщенным поэтическими образами, выразительными средствами
· Произведения о природе должны быть высокохудожественными.
· Героями произведений о природе должны быть дети, взрослые, животные, растения, которых хорошо знают.
2. Требования к чтению педагогом произведений природоведческого содержания:
· Педагог при чтении произведений о природе должен обратить внимание детей не только на содержание, но постараться раскрыть настроение, помочь детям проникнуться этим настроением. Поступки и речь героев следует передавать в строгом соответствии с характером и поведением. Так, воспроизведение образа Мити (из произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания») – веселого, увлекающегося мальчика – будут соответствовать бодрые, жизнерадостные интонации. Передача образа отца – человека опытного, спокойного, рассудительного — потребует от педагога более низкого голоса, более замедленного темпа, рассудительной интонации.
· Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова о природе, педагог должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении.
· Нельзя монотонно, невыразительно читать произведения о природе. Пейзажная лирика, например стихотворение С. Есенина «Береза», читается мягко, напевно, медленно. Она не требует большого числа логических ударений, основными выразительными средствами здесь должны быть темп и пауза. Исполнение многих прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразной интонации и логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г. Скребицкого.

· При чтении произведений обращать внимание на описание места действия (в лесу, в поле и т.д.)
· Следует чутко относится к языку произведения в целом: выделять меткие слова, эпитеты, сравнения. Например, в произведении В. Бианки «Хвосты»: «Эх, и хвост у лисицы! Пышный, да рыжий, красивый-красивый!»
· В произведениях о природе фразы короткие, простые по построению и вместе с тем конкретны и выразительны, слова подобраны так, что вызывают у детей ясные представления. Это обязывает педагога вдумываться в каждую фразу, взвешивать каждое слово, понимать его смысл, ясно представлять то, что оно обозначает и стараться эмоционально передавать это при чтении. Например, в произведении М. Пришвина «Лисичкин хлеб»: «… принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины, слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста…». Надо ясно представлять каждое описываемое растение, посмотреть их изображения, подумать с какой целью упоминает о них автор. Нельзя выразительно прочитать то, о чем сам не имеешь представления.
  
Произведения о природе можно подразделить на следующие виды:
— сюжетные прозаические произведения о природе
— описательные прозаические произведения о природе
— стихи о природе, написанные выдающимися поэтами
— стихи, написанные специально для детей.
 
· Сюжетные произведения о природе
Группа «Малыши»
В. Сутеев «Цыпленок и утенок», «Три котенка»
Н. Калинина «Про жука»
Группа «Почемучки»

Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей»
Группа «Фантазеры»:
Е. Чарушин «Птичье озеро», «Воробей», «Медвежата»
Л. Толстой «Лев и собачка»
В. Бианки «Хвосты», «Первая охота», «»Как муравьишка домой спешил», «Снежная книга», «Снегирушка-милушка»
Р. Погодин «Жаба»
Э. Шим «Жук на ниточке»
 
· Описательные произведения о природе
Группа «Почемучки»
Л. Толстой «Пришла весна»
М. Пришвин «Журка»
Группа «Фантазеры»:
М. Пришвин «Золотой луг», «Лесной доктор»,
К. Паустовский «Квакша», «Кот-ворюга», «Растрепанный воробей»
Н. Сладков «Птенцы-хитрецы»
Г. Скребицкий «В зимнюю стужу», «На лесной поляне»
 
· Стихи о природе
Группа «Малыши»
А. Плещеев «Травка зеленеет»
А. Пушкин «Ветер, ветер», «Месяц, месяц»
Группа «Почемучки»
А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Уж небо осенью дышало…»
Ф. Тютчев «В небе тают облака»
А. Плещеев «Дождь шумел»
С. Есенин « Поет зима – аукает…»
В. Жуковский «Птичка»
Н. Некрасов «Перед дождем»
А.Фет «Ласточки пропали»
А. Майков «Осень»
Группа «Фантазеры»:
А. Пушкин «Под голубыми небесами»
Н. Некрасов «Зеленый шум»
В. Жуковский «Жаворонок»
А. Толстой «Осень», «Вот уж снег последний…»
А. Блок «Зайчик», «Снег да снег», «На лугу»
Ф. Тютчев «Зима не даром злится»
И. Бунин «Листопад»
А. Твардовский « Лес осенью»
 
· Стихи, специально написанные для детей
Группа «Малыши»
А. Барто «Снег», «Птичка», «Кто как кричит», «Солнышко»
З. Александрова «Капель», «Елочка»
Е. Благитнина « Дождик, дождик», «Свети, свети солнышко…»
С. Черный «Жеребенок»
Д. Хармс «Веселые чижи»
Группа «Почемучки»
З. Александрова «Дождик»
С. Маршак «Детки в клетке»,
И. Токмакова «Ива», «Сосны»
Г. Сапгир «Садовник»
Группа «Фантазеры»:
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
А. Барто «Птичьи разговоры»
З. Александрова «Продснежник»
 
  
Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах.
Общее для всех возрастных групп требованиек методикеиспользования произведений о природе
· сочетание чтения с наглядностью.
· повторность чтения произведения
· алгоритм построения занятия:
— в начале занятия актуализируется опыт общения детей с объектами или явлениями природы, загадываются загадки, показываются картинки и проводится краткая беседа, в которой сообщается о произведении, авторе и о том, что должны усвоить, слушая данное произведение
— в основной части занятия – чтение художественного произведения о природе с использованием приемов облегчающих его понимание (показ иллюстраций, игрушек, прослушивание звукозаписей и т.д.), беседа о прочитанном, повторное чтение (небольших произведений) или выборочное чтение (объемных произведений)
— в конце занятия – закрепление представлений детей, полученных в результате чтения произведения.
В каждой возрастной группе методика чтения произведений о природе имеет свою специфику.· Для чтения произведений о природе группу детей 2-3 лет лучше разбить на подгруппы, а детям 3-4 лет можно читать всем сразу.
· Перед началом чтения следует приготовить необходимый иллюстративно-наглядный материал.
· Малышам лучше не читать произведение, а рассказывать наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.
· Педагог подбирает небольшие по объему произведения о природе с таким расчетом, чтобы его можно было прочитать в течение занятия.
· Рекомендуется повторное чтение художественного произведения, во которого педагог должен следить за восприятием его детьми.
· В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь внимание малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.п.
· Прерывать чтение произведения не рекомендуется.

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x