МОУ ЦЗУНСАНЬ

0 74

МОУ ЦЗУНСАНЬ (Моу Личжун) (12 июня 1909, Цися, провинция Шаньдун – апрель 1995, Тайбэй, Тайвань) – китайский философ, лидер движения нового конфуцианства в послевоенный период. Родился в крестьянской семье, в 1933 закончил философский факультет Пекинского университета. Испытал влияние Сюн Шили, в 1930-е гг. был вовлечен Чжан Дунсунем в политическую деятельность, участвовал в написании учебника по логике («Лоцзи дяньфань»). В 1949 был приглашен на должность профессора философии в Чжэцзянском университете, в апреле эвакуировался на Тайвань, с 1956 преподавал в университете Дунхай (г. Тайчжун). В 1960–74 преподавал в Гонконге, после выхода на пенсию вернулся на Тайвань.
Главные труды – «Философия истории» («Лиши чжэсюэ», 1955), «Моральный идеализм» («Даодэ дэ лисянчжуи», 1950), «Путь политики и путь правления» («Чжэн дао юй чжи дао», 1960), «Основа духа и основа природы» («Синь ти юй син ти», т. 1–3,1968), «Интеллектуальная интуиция и китайская философия» («Чжи дэ чжицзюэ юй чжунго чжэсюэ», 1971), «Феномен и вещь-в-себе» («Сяньсян юй уцзышэнь», 1975).
В начале 1950-х гг. Моу Цзунсань выступил с критикой культурной политики КПК и философских работ Мао Цзэдуна, одновременно предложив концепцию третьего периода развития конфуцианской мысли, начавшегося в 20 в. (первый период продлился от Конфуция до Дун Чжуншу, второй совпал с расцветом неоконфуцианства династий Сун и Мин). Согласно Моу Цзунсаню, конфуцианство неминуемо изменится из-за смены социально-политической обстановки и интеллектуальных заимствований с Запада, его новый облик будет определяться соединением традиционной моральной антропологии субъекта с понятиями о субъекте научного познания и демократической политики. В своей концепции моральной метафизики Моу Цзунсань трактовал основу духа-сознания (см. Синь-сердце) как трансцендентную и автономную субстанцию, объединяя вселенскую трансформацию и моральную креативность. Конфуцианцы выстроили подлинную моральную метафизику, обеспечивающую органический переход от морально-долженствующего и субъективного к существующему объективно. Понятие Моу Цзунсаня об «интеллектуальной интуиции» связано с традиционным китайским понятием о самосовершенствовании человека. В свою очередь мораль у Моу Цзунсаня выступает как проявление истинной природы мироздания. Связка между трансцендентной и имманентной метафизикой у Моу Цзунсаня образуется за счет способности изначального морального сознания к самоотрицанию и самоотчуждению, в результате чего становится возможным уровень интеллектуального познания феноменального бытия.
Сочинения:
1.  Моу Цзунсань цзии (Антология работ Моу Цзунсаня), сост. Хуан Кэцзянь и др. Пекин, 1993.
Литература:
1.   Лю Шусянь. О новых горизонтах современной неоконфуцианской философии. – В сб.: Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.
А.В.Ломанов
 

Смотрите также  НЕНАСИЛИЕ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x