«МУК̣АДДИМА»

0 225

«МУК̣АДДИМА» (араб. «Введение») – обширная теоретическая часть многотомного труда Ибн Х̱алдӯна «Книга поучительных примеров и сведений из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов» (имеются и другие варианты перевода), получившая самостоятельное значение под названием «Введение» (или «Пролегомены»); написана в 1375–78.
«Мук̣аддима» явилась результатом осмысления Ибн Х̱алдӯном опыта, приобретенного им в течение многих лет административной деятельности при разных властителях арабского Магриба, а также кропотливой работы над многочисленными историографическими сочинениями, традиционный характер которых его не удовлетворял. Его изложение истории было первой в историографии попыткой выявить внутренние, естественные законы развития человеческого общества. «Новая наука» (социальная философия Ибн Х̱алдӯна) имела целью вскрыть «причины происхождения династий и возникновения человеческого общежития» («Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока». М., 1961, с. 560, пер. С.М.Бациевой), объяснить историю под углом зрения соответствия ее «природе человеческого общества» (т̣абӣ‘ат ал-иджтима̄‘ ал-башарӣ).
Размышляя над этой проблемой, Ибн Х̱алдӯн отмечал, что вслед за животным «появился человек, наделенный способностью к мышлению и рассудком, поднявшими его над миром обезьяны» (там же, с. 568). Человек – существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также «совместность жизни», взаимопомощь, обеспечивающие ему защиту. Наделенный этими возможностями (или обретший их) человек, осваивая природу, создает мир культуры и себя самого как человека культуры (‘умра̄н).
 Ибн Х̱алдӯн выделяет две основные или фазы в развитии человеческих объединений, которые определяются характером производства средств существования, их распределения и потребления. Первая фаза – это «бада̄ва», жизнь, связанная со скотоводством и земледелием. Вторая, более поздняя фаза – «х̣ад̣а̄ра», городская. В первом типе производства труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп, классов (т̣абак̣а). С появлением избытка связан и переход ко второму типу производства – торгово-ремесленному и соответственно к городской жизни. Труд усложняется, он требует участия в нем большего числа людей, создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и стремление к ней, а также материальную базу для роста населения. В качестве порождаемого избытком следствия Ибн Х̱алдӯн рассматривает и науку.
Другим (социально-политическим) аспектом отмеченного процесса является переход от «‘ас̣абиййа» к «мулк», от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью, владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство (давла) – группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных, последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном счете упадок и гибель данной цивилизации.
Т.о., цивилизация, констатирует Ибн Х̱алдӯн, проходит естественный, закономерный путь от возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой, находящейся пока еще в фазе «‘ас̣абиййа». Этот путь могучей в прошлом и переживаюшей распад цивилизации Магриба и проанализирован в «Мук̣аддиме». Ибн Х̱алдӯна называют нередко первым, хотя и не оказавшим влияния на современное ему сознание, социологом.
Литература:
1. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Х̱алдӯна «Мукаддима». М., 1965;
2. Она же. Бедуины и горожане в «Мукаддиме» Ибн Халдуна. – В кн.: Очерки истории арабской культуры 5–15 вв. М., 1982;
3. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М., 1981;
4.  Lacoste Y. La grande oeuvre d’Ibn Khaldoun. «La Pensée». P., 1956, N 69;
5. Idem. Ibn Khaldoun. Naissance de l’histoire passée du Tiers-Monde. P., 1966.
E.A.Фролова
 

Смотрите также  «РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ»
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x