Направления уголовной политики и роль правоохранительных органов в ее реализации

0 91

Анализ современной теории уголовной политики действующего уголовного законодательства и правоприменительной практики позволяет выделить ряд приоритетов современной уголовной политики, рассчитанных как на нынешний период, так и на будущее.
1. Максимальное обеспечение безопасности личности, прав, свобод человека и гражданина от преступных посягательств. Этот приоритет нашел определенное воплощение в уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года, в котором иерархия правоохранительных отношений основывается на общецивилизационной иерархии ценностей: личность – общество – государство, провозглашенный в Конституции Российской Федерации 1992 года. Тем самым прежняя иерархия ценностей (государство – общество – личность) оказалась как бы перевернутой.
В литературе не без основания утверждается первая последовательная попытка утверждения в сознании россиян при помощи норм уголовного права не тоталитарной системы ценностей. Однако и в настоящий момент нарушение законности допускается в правоохранительной деятельности. По-прежнему значительное число преступлений скрывается от учета. О неблагополучии в состоянии законности на досудебных стадиях судопроизводства говорят и результаты рассмотрения жалоб по вопросам следствия, дознания. Не лучше дело обстоит с соблюдением законности, в обеспечении прав личности и на стадии уголовного судопроизводства.
2. Активное противодействие организованной преступности. Новое уголовное законодательство позволяет привлечь к уголовной ответственности не только рядовых членов организованной преступной группы или преступных сообществ (организаций), но и их организаторов. Такая практика может принести успехи (пусть даже кратковременные) в профилактическом и психологическом планах.
Во-первых изолируются от общества руководители и особенно приближенные к ним участники преступных сообществ (преступных организаций) чем в определенной мере, реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания.
Во-вторых, дезорганизуется деятельность преступных сообществ (организаций ), что имеет профилактический эффект.
Что касается законодательного уровня уголовной политики, то здесь по – прежнему остается активной и не снимается с повестки дня задача о реализации Федерального Закона “О борьбе с организованной преступностью” и «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем», что создаст правовые условия для подрыва экономической основы организованной преступности. Следует помнить, что успех в противодействии организованной преступности возможен только при наличии политической воли высшего руководства страны.

Смотрите также  Статья 45

Рассматриваемое направление уголовной политики должно вестись на основании двух основных стратегий:
Первая – подрыв экономического могущества преступных сообществ и организаций. Следует также исследовать и решить вопрос о разработке и принятии профилактических мер, которые позволяли бы соответствующим структурам получать точную информацию о приобретении и передаче собственности, финансовых операциях. В связи с этим, необходимо обсудить проблему законодательных и регулятивных мер по определенному ограничению банковской и коммерческой тайны, с тем, чтобы создать эффективную борьбу с отмыванием незаконных доходов.
Вторая – координация усилий всех ветвей власти, системы правоохранительных органов по противодействию организованной преступности. Сложившееся положение, требует наращивания скоординированных усилий государства и общества, последовательного проведения на законодательном уровнях комплекса мер борьбы с организованной преступностью.
3.Активная борьба с коррупцией. Это направление уголовной политики связано с решением, пожалуй, самого трудного вопроса нашего времени. Именно у нас, в России, коррупция приобрела глобальный характер. Особой опасностью коррупции является ее тесная связь с организованной преступностью. Внешним проявлением коррупции в уголовно-правовой сфере являются должностные преступления, в первую очередь взяточничество. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90%) остаются нераскрытыми. Повсеместное распространение криминогенного лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов – все это составляет главную угрозу государству и обществу. Достаточно острой остается проблема эффективности оперативно розыскной деятельности и предварительного расследования по делам о коррупции. Из числа должностных лиц привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество, осужденных только 49%.

Смотрите также  Статья 9. Первичные учетные документы

В широком смысле политическая борьба с коррупцией включает в себя ряд элементов: реформу основных государственных программ; совершенствование методов контроля над подотчетными органами исполнительной власти; совершенствование моральных и этических аспектов государственной службы; развитие демократических институтов, в том числе свободной прессы; правовое принуждение.
4. Обеспечение экономической безопасности государства. Экономическая безопасность государства не ограничивается борьбой с преступлениями в сфере экономики, содержащиеся в разделе 8 Уголовного кодекса РФ. Это гораздо более объемное и содержательное понятие. Вместе с тем достижение цели ее эффективного обеспечения связанно с усилением уголовно-правовой защиты. Многие институты гражданского, финансового, налогового, таможенного, валютного законодательства в нынешних условиях не могут достаточно результативно “ работать ” без помощи уголовно-правовых запретов. Именно уголовный закон создает необходимые предпосылки. Необходимо отметить, что экономическая преступность тесно связана с коррупционной и организованной преступностью. Именно на этих направлениях нужно сосредоточить дальнейшее правовое регулирование экономических реформ в России, а также потенциал правоохранительных органов.
Нуждается в незамедлительном введении обязательная криминологическая экспертиза проектов законов, указов и подзаконных нормативных актов, относящихся к осуществлению экономической реформы.
5.Защита основ конституционного строя и безопасности государства. Уголовная политика призвана играть активную роль в защите национальной безопасности страны, под которой понимается состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечение прогрессивных мер развития личности, общества и государства. В настоящее положение на международной арене характеризуется, прежде всего, усилением тенденции к формированию многополярного мира. Это проявляется в укреплении экономических и политических позиций значительного числа государств.
 
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x