НЕОКАНТИАНСТВО В РОССИИ – общее собирательное обозначение для многих философских…

0 272

НЕОКАНТИАНСТВО В РОССИИ – общее собирательное обозначение для многих философских течений 19 – нач. 20 в., сопряженных с именем И.Канта или с его критицизмом как типом философствования. В русской философской культуре сформировался повышенный интерес к различным школам неокантианского движения. К русскому неокантианству, как правило, относят таких мыслителей, как А.И.Введенский, И.И.Лапшин, Г.И.Челпанов, С.И.Гессен, Г.Д.Гурвич, Б.В.Яковенко, Ф.А.Степун. При этом необходимо учитывать двойной смысл самого термина «неокантианство». С одной стороны, неокантианство – это философские учения 19 – нач. 20 в., обратившиеся к самой системе Канта, с другой – это следование одной из школ немецкого неокантианства: марбургской, баденской или фрейбургской. С таким уточнением многие из вышеперечисленных русских неокантианцев были просто кантианцами, напр. А.И.Введенский с его магистерской диссертацией «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» (СПб., 1888), И.И.Лапшин с докторской диссертацией «Законы мышления и формы познания» (СПб., 1906); Г.И.Челпанов со своим трансцендентальным реализмом или идеал-реализмом и докторской диссертацией «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (К., 1904).
Идеи философского трансцендентализма как в кантианской, так и в неокантианской форме были очень популярны в университетской и духовно-академической среде, а также среди представителей русской юридической школы (П.Б.Струве, П.И.Новгородцев, Г.Д.Гурвич). Неокантианство очень интересовало и привлекало русский философский символизм. Напр., А.Белый так и не смог сделать выбор между баденской и марбургской школами неокантианства, для него одинаковыми авторитетами были и Г.Коген, и Г.Риккерт. Напротив, такие мыслители, как С.И.Гессен, Ф.А.Степун, Б.В.Яковенко, активно связанные с журналом «Логос», всегда подчеркивали четкость и ясность своих общефилософских и гносеологических установок. Характерной особенностью этого издания была пропаганда философских идей неокантианства, повышенный интерес к проблемам «чистого» неокантианства, интерес к методологии и гносеологизму. Оригинальность творчества русских неокантианцев проявилась в создании неокантианских учений «плюралистического трансцендентализма» Б.Яковенко, «метафизического мистицизма» С.Гессена, «философии абсолютного» Ф.Степуна. В дальнейшем своем развитии неокантианство «Логоса» переориентировалось на проблемы онтологического понимания сущего, мистическое понимание жизни, мистические откровения человеческого и божественного сознания.
Наиболее верным последователем неокантианской философии оказался Б.Яковенко, который свою преданность идеям марбургской школы изложил в работе «Об имманентном трансцендентализме, трансцендентальном имманунтизме и дуализме вообще» («Логос», кн. 1–2, 1912–13). С.Гессен и Ф.Степун склонялись к идеям баденской школы. Философские интересы первого сместились в область философии права с постепенной утратой акцента на неокантианском обосновании основных принципов философских и юридических воззрений. Ф.Степун также отошел от неокантианской философии в область религиозно-мистического философствования, построенного на сопряжении немецкого романтизма с религиозными идеалами русского славянофильства.
Сочинения:
1.  Белый А. Символизм. М., 1910;
2.  Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Нью-Йорк, 1956, т. 1;
3.  Челпанов Г.И. Введение в философию. М., 1912.
Литература:
1.  Вопросы теоретического наследия И.Канта. Калининград, 1975; 1978; 1979;
2.  Кант и кантианцы. М., 1978;
3.  Ахутин А.В. София и черт (Кант перед лицом религиозной метафизики). – В кн.: Россия и Германия. Опыт философского диалога. М., 1993;
4.  Абрамов А.И. О русском кантианстве и неокантианстве в журнале «Логос». – В кн.: Кант и философия в России. М., 1994.
А.И.Абрамов
 

Смотрите также  КАНТИАНСТВО
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x