Нормы уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительные правоотношения

0 120

Норма уголовно-исполнительного права — исходный структурный элемент ее системы. Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере исполнения наказаний, образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Например, институт обязательных работ, институт поощрений и взысканий, применяемых к осужденным, лишенным свободы и др. Объединение норм и институтов образует систему уголовно-исполнительного права.
Нормы уголовно-исполнительного права являются особой разновидностью правовых норм. Как и другие, они обладают всеми общими признаками, характеризующими правовые нормы. Специфика норм уголовно-исполнительного права обусловлена прежде всего предметом регулирования — общественными отношениями, возникающими в сфере исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Нормы являются предписаниями общего характера, которые рассчитаны не на отдельное, разовое отношение, а на регламентирование подавляющего большинства отношений, возникающих в указанной сфере, не на каких-либо конкретных лиц, а на всех индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия их действия. Нормы определяют цели и принципы исполнения уголовных наказаний, устанавливают права, обязанности и стандарты поведения субъектов и участников отношений в этой сфере, регламентируют их деятельность.
В нормах уголовно-исполнительного права закрепляются цели, задачи, принципы как данной отрасли права в» целом, так и ее отдельных институтов, формулируются определенные понятия. Эти нормы являются исходными, отправными, определяющими основы правового регулирования общественных отношений в области исполнения уголовных наказаний. Так, ст. 1 УИК РФ устанавливает цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства, ст. 8 УИК РФ содержит его принципы.
Таким образом, под нормой уголовно-исполнительного права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения субъектов и участников правоотношений (государственных и муниципальных органов, учреждений, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан), направленное на урегулирование общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия.
Особенности, содержание и назначение нормы уголовно-исполнительного права связаны с ее структурой. В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Каждый из названных элементов имеет свое особое место и назначение, обладает определенной самостоятельностью, но только в логической взаимосвязи и в своем единстве эти три элемента образуют целостное правило поведения.

Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм (ст. 7, 16, 74 УИК РФ) или содержаться в самой норме (ст. 51,85,96,97 УИК РФ).
Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений, определяет их права и обязанности. Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила поведения при наличии предусмотренных гипотезой условий. Так, согласно ч. 2 ст. 23 УИК РФ общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, только на основании и в порядке предусмотренных законодательством РФ.
Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях (ст. 57, 71, 113, 115 УИК РФ), применяются за нарушения (или за добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту — осужденному. Иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).

Нормы уголовно-исполнительного права можно подраз­делить на виды по различным основаниям. По функциональной роли нормы уголовно-исполнительного права классифицируются на исходные нормы (нормы-задачи (ст. 1 УИК РФ), нормы-принципы (ст. 8 УИК РФ), нормы-дефиниции (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ)) и нормы-правила поведения, составляющие большую часть норм уголовно-исполнительного права.
С учетом функциональной роли норм уголовно-исполнительного права в правовом регулировании их подразделяют также на общие и специальные.
Под общими нормами понимают предписания, которые присущи Общей части уголовно-исполнительного права и распространяют свое действие на все или большую часть институтов этой отрасли. Например, ст. 6 УИК РФ опреде­ляет действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, ст. 11 УИК РФ устанавливает основные обязанности осужденных, отбывающих все виды уголовных наказаний.
Специальные нормы размещаются в Особенной части, относятся к отдельным институтам уголовно-исполнительного права и регулируют, как правило, исполнение определенного вида уголовных наказаний. Так, ч. 1 ст. 73 УИК РФ определяет, что осужденные к лишению свободы отбывают Наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Это предписание представляет собой не что иное, как один из принципов исполнения лишения свободы.
Нормы-правила поведения уголовно-исполнительного права в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения классифицируются на регулятивные, поощрительные и охранительные.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных отношений. Они подразделяются на обязывающие, уполно­мочивающие (управомочивающие) и запрещающие.
Обязывающие нормы устанавливают требования к субъектам совершать определенные действия, предписывают им тот или иной вариант должного поведения (ст. 34, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 112 УИК РФ и др.). В качестве операторов волевого поведения субъектов в обязывающих диспозициях выступают слова: «обязан», «должен», «подлежит». Например, согласно ч. 1 ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу без рассрочки выплаты обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.
Уполномочивающие (управомочивающие) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них позитивных действий, определяют выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ст. 12,ч. 1 ст. 14,ч. 2 ст. 103 УИК РФ и др.). Операторами волевого поведения в управомочивающих диспозициях служат слова: «вправе», «имеет право», «может», «разрешается». Так, осужденные имеют право на личную безопасность (ч. 1 ст. 13 УИК РФ).
Запрещающие нормы, напротив, содержат запрет, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые законом признаются неправомер­ными (ч. 6 ст. 50, ч. 2 ст. 95, ч. 6 ст. 103 УИК РФ). В качестве операторов волевого поведения субъектов в запрещающих диспозициях выступают слова: «запрещается», «не разреша­ется», «не может», «не допускается». Например, в соответствии с ч. 3 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправи­тельных работ «осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции».
Поощрительные нормы направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения осужденных, заключающегося в добросовестном выполнении ими своих юридических и общественных обязанностей (ст. 57, ч. 1 ст. 71, ч. 2 ст. 78, ч. 5 ст. 104, ст. 113 УИК РФ и др.). Особенностью поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве является то, что правом их применения обладает только администрация учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) наказания, обеспечивают реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 29, 38, 46, 102, 115 УИК РФ). Они в первую очередь устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности, установленные за совершение противоправных деяний, а также иные меры принудительного характера. Так, ст. 85 УИК РФ предусматривает введение режима особых условий в исправительных учреждениях при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельств для защиты прав и свобод персонала и осужденных.
Значительная часть норм уголовно-исполнительного права относится к бланкетным (ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 105 УИК РФ), которые отсылают правоприменителя к нормативным правовым актам других отраслей права, и ссылочным, отсылающим к другим статьям УИК РФ (ч. 8 ст. 74, ч. 3 ст. 87, ч. 1 ст. 107, ч. 3 ст. ИЗ УИК РФ).
По правовой природе нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов и участников, регулируемых уголовно-исполнительным правом отношений (ст. 11,12, 74,115 УИК РФ).
Процессуальные нормы определяют общий порядок, процедуру реализации материальных норм (ст. 15, 78, 114, 117 УИКРФ).
Таким образом, нормы уголовно-исполнительного права регулируют общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, придавая им тем самым правовой характер.
В связи с тем, что при исполнении уголовных наказаний существенно ограничиваются права и свободы осужденных и иных: лиц, вовлеченных в общественные отношения в этой области, право регулирует большинство из них. Эти правоотношения носят публичный характер, т.е. их устанавливает и охраняет государство. Они возникают со вступлением приговора в законную силу и продолжаются до момента отбытия осужденным уголовного наказания.
Уголовно-исполнительные правоотношения — урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Традиционно в структуре уголовно-исполнительных правоотношений различают следующие элементы.
1. Субъекты правоотношений — физические и юридические лица — обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами уголовно-исполнительного права. Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений с одной стороны являются учреждения и орга­ны, исполняющие уголовные наказания, их должностные лица, с другой — осужденный. К участникам (в отличие от субъектов они обладают меньшим объемом прав и обязанно­стей и участвуют в уголовно-исполнительных правоотноше­ниях, как правило, по конкретному поводу) относятся орга­ны государственной власти и местного самоуправления, судьи, прокуроры, депутаты, представители общественных объединений, родственники осужденных и др. Круг субъектов и участников уголовно-исполнительных правоотношений зависит от воли государства и устанавливается в уголовно-исполнительном законодательстве.
2. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений образуют фактическое поведение субъектов и совокупность их субъективных прав и обязанностей. Эти права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Большинство уголовно-исполнительных правоотношений по своей юри­дической природе таково, что каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанности. Праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой и наоборот. Если один субъект имеет какую-то обязанность, то другой имеет встречное обязанности право. Например, осужденный имеет право на личную безопасность, которое в свою очередь порождает обязанность должностного лица учреждения, исполняющего наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы, принять меры по обеспечению личной безопасности этого осужденного (ст. 13 УИК РФ). Права и корреспондирующие обязанности субъектов образуют взаимосвязанную систему и определяют содержание уголовно-исполнительных правоотношений.
3. Объект уголовно-исполнительных правоотношений — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. В качестве объектов конкретных уголовно-испол­нительных правоотношений могут выступать отдельные блага (например, свидания осужденных к лишению свободы, краткосрочные выезды за пределы исправительного учреждения и т.п.).
4. Юридические факты представляют собой конкретные жизненные обстоятельства (действия или события), в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения. Действия — обстоятельства, связанные с волей субъектов правоотношений (правомерные или неправомерные поступки осужденного), события — обстоятельства, не связанные с волей субъекта (например, истечение срока наказания, назначенного судом). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (отбывание уголовного наказания, нахождение осужденного в браке, в розыске и др.). Главным юридичес­ким фактом, порождающим отношения в сфере исполнения (отбывания) уголовного наказания, является вступивший в законную силу обвинительный приговор суда. Уголовно-исполнительные отношения прекращаются по отбытию осужденным назначенного ему уголовного наказания.
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x