ОККАМИЗМ

0 74

ОККАМИЗМ – течение в поздней схоластике, возникшее и распространившееся в 14 в. под влиянием идей У.Оккама. Как и Оккам, последователи его считали несостоятельными попытки синтеза аристотелевской философии с христианской теологией; идеи оккамизма вели к эмпиризму 17 в. Оккамистское, или номиналистическое, движение в 14–15 вв. получило название «нового пути» (via moderna) в отличие от «старого пути» (via antiqua), ассоциировавшегося со схоластикой 13 в. Еще при жизни Оккама его доктрина и методы быстро распространяются среди теологов и философов в Париже и Оксфорде. Критика естественной теологии содержится в работах оксфордских схоластов – францисканца Адама Уодхэма (ум. 1349) и теолога-доминиканца Роберта Холкота (ум. 1349). Согласно Холкоту, теология не наука, и ее доктрина непостижима для человеческого разума. Исходя из того, что (1) только те высказывания очевидны, в которых предикат включен в понятие субъекта (их очевидность – следствие очевидности закона противоречия), и что 2) все наше знание получено из чувственного опыта, он отрицает, что человеческий ум способен составить какие-либо очевидные утверждения о таких обособленных субстанциях, как перводвигатель или умопостигаемые субстанции – двигатели небесных сфер, на допущении которых основывается аристотелианская космология, или о Боге; следовательно, невозможно достоверное доказательство существования Бога. Христианские догматы, по Холкоту, принимаются актом воли при опоре на авторитет Церкви. Противником такого воззрения был Фома Брадвардин, увидевший в нем новое пелагианство, хотя в других отношениях он сам близок к оккамизму. Как и Холкот, он принимает положение об абсолютном могуществе Бога (potentia Dei absolut) – одно из главных оснований оккамистской критики схоластического рационализма (аристотелизма), следствием которого является доктрина предопределения. Из учения о всемогуществе Бога Холкот делает крайние выводы: Бог – непосредственная причина воления, ведущего к греху, он может даже повелеть человеку ненавидеть Его. Логическую технику Оккама использовали в своих разработках Брадвардин и другие представители Оксфордской школы.
Скептическая трактовка аргументов традиционной теологии была дана и первыми представителями оккамизма в Париже Жаном из Мирекура и Николаем из Отрекура. В эпистемологии парижских оккамистов главным был вопрос об очевидности знания. Признавалась двоякого рода очевидность: интеллектуальная – безусловная очевидность аналитических суждений, основанных на принципе противоречия, и очевидность опыта – внутреннего или внешнего. Очевидность чувственного опыта не безусловна, но очевидность внутреннего опыта – прямого познания своего собственного существования, – согласно Жану из Мирекура, подкрепляется очевидностью принципа противоречия: он апеллирует к рассуждению Августина, что нельзя сомневаться в своем существовании, тем самым не подтверждая его. Т.о., человек может иметь достоверное знание только о чувственно воспринимаемых качествах, об актах или состояниях своей души и о тех утверждениях, которые логически следуют из закона противоречия. Нет никаких оснований для утверждения о существовании субстанций или наличии причинных связей. Исходя из этого, Николай из Отрекура утверждал, что натурфилософия, поскольку она зиждется на допущении субстанций и причинной необходимости, которые ни логически, ни эмпирически не очевидны, не может быть достоверной и даже вероятной. Жан из Мирекура, напротив, полагал, что, хотя очевидность опыта не безусловна, она может быть основанием философского знания о мире, достоверность которого, вытекающая из принципа единообразия природы, ограничивается только божественным вмешательством. Признание абсолютной свободы божественной воли, ограничивающей философский детерминизм, приводит его к учению о предопределении, сходному с доктриной Холкота.
Принятие оккамистского тезиса о единообразии природы определило также и эпистемологическую концепцию Ж.Буридана, который считал, что требование абсолютной очевидности или логической необходимости неуместно в той области исследования, где применима только условная очевидность. У Буридана логика, теория познания и номиналистическая онтология Оккама стали базисом натурфилософии. Его трактовка натурфилософии как позитивной и эмпирически обоснованной науки о наблюдаемых явлениях наметила важные исходные пункты для развития новой механики в 17 в. Идущая от Буридана умеренно оккамистская традиция получила развитие у Альберта Саксонского и Николая Орема и в кон. 14 – нач. 15 в. была перенесена в центральноевропейские университеты Альбертом Саксонским, Марсилием Ингенским, Генрихом из Хайнбуха и Генрихом из Ойты.
Парижский теолог Григорий из Римини объединил в своей теологической доктрине идеи номинализма и августинизма. Теология, по Григорию, – это мудрость (sapientia), a не научное знание (scientia). Поскольку Бог совершенно свободен, то у человека нет средств для познания Бога; абсолютное могущество Бога ставит пределы и для доступного человеку познания мира. Но Григорий не считает, что эта ограниченность естественного опыта волей Бога подрывает возможность достоверного знания. Даже если естественное знание ограничено чувственным опытом, есть внутренний опыт – источник всех независимых от чувств необходимых истин и принципов. Кроме того, хотя Бог свободен и его пути неисповедимы, все же он действует в согласии со своим совершенством. Григорий придерживался восходящего к Августину учения о предопределении: Бог предопределил не только избранных к спасению, но и осужденных к погибели («двойное предопределение»). Рассматривая вопрос о спасении человека и духовном блаженстве, Григорий подчеркивал, что человек не способен проявить инициативу на пути к спасению и без помощи Божественной благодати не может ни жить нравственно, ни приобрести совершенную любовь, без которой недостижима цель христианской жизни – ви́дение Бога. Доктрина Григория оказала впоследствии влияние на протестантскую мысль, в частности на Лютера. В кон. 14 в. схоластические методы в теологии были подвергнуты резкой критике Ж.Жерсоном. Габриэль Биль (ок. 1425–95) был последним влиятельным теологом оккамистской школы, и в его трудах различные нити номиналистской традиции – влияния Жерсона, Григория из Римини, Холкота и самого Оккама – сплелись в единую религиозно-философскую доктрину. В целом воздействие идей оккамизма вышло далеко за пределы школы и сказалось затем в 17–18 вв.
Литература:
1. Duhem P. Études sur Léonard de Vinci, vol. III. P., 1913;
2. Ritter G. Studien zur Spätscholastik, vol. 1, Marsilius von Inghen und die Okkamistische Schule in Deutschland. Hdlb., 1921;
3. Michalski K. Les Courants philosophiques à Oxford et à Paris pendant le XIVe siècle. Cracow, 1921;
4. Idem. Le Criticisme et le scepticism dans la philosophie du XIVe siècle. Cracow, 1926;
5. Idem. La Physique nouvelle et les différents courants philosophiques au XIVe siècle. Cracow, 1928;
6. Ehrle F. Der Sentenzenkommentar Peters von Candia. Münster-in-Westfalen, 1925;
7. Dress W. Die Theologie Gersons. Eine Untersuchung zur Verbindung von Nominalismus und Mystik im Spätmittelalter. Gütersloh, 1931;
8. Moody Ε.A. Ochkam, Buridan and Nicholas of Autrecourt. – «Franciscan Studies», v. 7, 1947, p. 113–145;
9. Idem. Truth and Consequence in Medieval Logic. Amst., 1953;
10. Vignaux P. Le nominalisme au XIV siècle. Montreal, 1948;
11. Weinberg J. Nicolaus of Autrecourt: a Study in 14th Century Thought. Princeton, N. Y., 1948;
12. Maier A. Die Vorläufer Galileis im 14. Jahrhundert. Rome, 1949;
13. Leff G. Gregory of Rimini. Manchester, 1961;
14. Obermann H.A. The Harvest of Medieval Theology: Gabriel Biel and Late Medieval Nominalism. Cambr. (Mass.), 1963;
15. From Ochkam to Wyclif, ed. A.Hadson, M.Wilks. L., 1987.
В.П.Гайденко
 

Смотрите также  ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x