Органы законодательной власти

0 122

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ваться не могут. В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.
Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.
Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации
Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.
В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние — представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.
В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.
Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.
Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации — государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.
В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.
Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.
Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.
Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.
Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую страны.
Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.
Совет Федерации
Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной вла­сти. В ч. 2 ст. 96 Конституции указывается, что порядок формирова­ния Совета Федерации устанавливается федеральным законом.
Первый состав Совета Федерации, сформированный в 1993 г., избирался в соответствии с Положением о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержден­ным Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г.1
Согласно этому Положению выборы депутатов Совета Федера­ции осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равно­го и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому граж­данину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин Россий­ской Федерации, достигший 21-летнего возраста.
5 декабря 1995 г. был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Россий­ской Федерации»2. Согласно этому Закону в Совет Федерации вхо­дили по два представителя от каждого субъекта Федерации: глава за­конодательного (представительного) и глава исполнительного орга­нов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Федерации совместным решением обеих палат определялся его представитель в Совет Федерации.
5 августа 2000 г. принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Россий­ской Федерации»1.
В соответствии с этим Законом в Совет Федерации входят по двапредставителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одно­му от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) граж­данин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий пра­вом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Феде­рации избирается законодательным (представительным) органом го­сударственной власти субъекта Федерации на срок полномочий это­го органа, а при формировании законодательного (представительно­го) органа субъекта Федерации путем ротации — на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта Федерации) на срок его полномочий.
Решение высшего должностного лица субъекта Федерации о на­значении представителем в Совете Федерации в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государ­ственной власти субъекта Федерации. Это решение вступает в силу, если на заседании законодательного (представительного) органа го­сударственной власти субъекта Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного предста­вителя в Совете Федерации от исполнительного органа государст­венной власти субъекта Федерации.
Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации от­носятся:
— утверждение изменения границ между субъектами Федерации;
— утверждение указов Президента РФ о введении военно­го и чрезвычайного положения;
— решение вопроса о возможности ис­пользования Вооруженных Сил Российской Федерации за предела­ми ее территории;
— назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности;
— назначение на должность судей Конституционного Суда РФ1, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитраж­ного Суда РФ;
— назначение на должность и освобождение от должно­сти Генерального прокурора.
В соответствии со ст. 101 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок дея­тельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»2.
Согласно этому Закону Счетная палата является постоянно дей­ствующим органом государственного финансового контроля, подот­четным Федеральному Собранию РФ.
Задачами Счетной палаты являются:
— организация и осуществление контроля за своевременным ис­полнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, струк­туре и целевому назначению;
— определение эффективности и целесообразности расходов госу­дарственных средств и использования федеральной собственности;
— оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а так же нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполне­ние федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фон­дов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных фи­нансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и ре­зультатах проводимых контрольных мероприятий.
Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.
Совет Федерации рассматривает предложения Президента РФ и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных и междуна­родных организациях.

Смотрите также  Смешанный способ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x