ОССОВСКАЯ

0 99

ОССОВСКАЯ (Ossowska) Мария (16 января 1896, Варшава – 13 августа 1974, там же) – польский философ, социолог, участница Львовско-Варшавской школы. Жена С.Оссовского. Окончила философский факультет Варшавского университета, где училась у Т.Котарбиньского, В.Татаркевича и Я.Лукасевича. Активная участница польского Сопротивления во 2-й мировой войны. Профессор Лодзинского университета (1945–48), Варшавского университета (с 1948). Руководитель отдела истории и теории морали Института философии и социологии Польской академии наук (1956–62).
В трактовке Оссовской наука о морали есть описание и анализ соотношения между реальными моральными отношениями и этическими системами, господствующими в различных обществах на различных исторических стадиях их развития; наука о морали занимается также изучением источников морали, ее функций и структуры. В связи с этим теоретическая этика сталкивается с тремя типами проблем: методологическими проблемами, связанными с природой, спецификой и обоснованием моральных норм и оценок; психологическими проблемами, связанными с мотивацией оценок, действий моральных чувств и моральной патологии; социологическими проблемами анализа социальных оснований морали в различные исторические эпохи и у различных социальных групп.
Исследование моральных норм Оссовская проводит в контексте «нормативного образца личности», т.е. нравственного идеала или образа, который данным обществом рассматривается как ориентир этического поведения, объект притязаний и подражаний. Личностные образцы меняются по мере развития человека и общества, типа социальных отношений. Напр., в общественном сознании добуржуазной эпохи превалирует аристократический личностный образец (стержневой основой личности является убеждение в том, что ее честь и достоинство выше любых материальных благ и самой жизни), а в буржуазную эпоху – мещанский личностный образец (достоинство человека измеряется прежде всего жизненным успехом). Однако эти личностные образцы в любую эпоху сосуществуют в общественном сознании, находясь в состоянии постоянной полемики и борьбы. Превращение какого-либо из них в доминирующий связано с резкими переоценками ценностей, трагическими «перекосами» в ту или иную сторону.
Этическое исследование «личностных образцов» имеет не только теоретическую ценность, оно задает определенные ориентиры и модели поведения; тем самым проявляется прикладная, практическая функция этики. Недопустимо подчинение этики жестким идеологическим или политическим влияниям, превращающим мораль и науку о морали в орудия борьбы между социальными группами, партиями и другими общественными силами. Мораль является относительно автономным социальным явлением, способным ограничивать политику и идеологию в соответствии с фундаментальными представлениями о человеке и его месте в мире, определяющими исторический тип культуры.
Сочинения:
1. Podstawy nauki о moralnosci. Warsz., 1947;
2. Oceny i normy. Warsz., 1949;
3. Motywy postepowania. Warsz., 1949;
4. O pewnych przemianach etyki walki. Warsz., 1957;
5. Zagadnienia powszechnie uznanych norm moralnych. Warsz., 1957;
6. Socjologia moralnosci. Warsz., 1963;
7. Normy moralne. Proba systematyzacii. Warsz., 1970;
8. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
В.Н.Порус
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x