ПАЙДЕЙЯ

0 118

ПАЙДЕЙЯ (греч. παιδεία – формирование ребенка, образование, воспитанность, культура) – понятие античной философии, означающее универсальную образованность (ср. лат. humanitas – вселенская образованность как существо человека). Возникло в греческой софистике в 5 в. до н.э., стало предметом специальной рефлексии у Исократа и Ксенофонта и было разработано Платоном в диалогах «Государство» и «Законы». В соединении с учением о бессмертии души политическая программа Платона, полагающая воспитание «стражей» и «правителей» фундаментом правильного государственного устройства, представляет пайдейю не только как смысл политики, но и как смысл жизни души: согласно «Федону» (107d3), душа уносит с собой на тот только воспитание-пайдейю. Аристотель продолжил школьную разработку понятия в трактате «Политика»: согласно его учению, объединение людей («толпы») в единое государство возможно только «путем ее воспитания» (1263b37), т.е. через «внедрение добрых нравов, философии и законов» (b40). Аристотель тем самым полемизирует с платоновским проектом идеального государства, единство которого держится на власти «стражей» и «правителей», а самая многочисленная прослойка общества, «земледельцы», не получает воспитания. Воспитание-пайдейа в системе этико-политических взглядов Аристотеля – условие счастья для всех членов общества, в то время как для Платона воспитание мыслится как задача онтологическая – как условие спасения души, способ приобщения к истинному бытию, что делает пайдейю синонимом самой философии. Благодаря переводу Библии т.н. 70 толковниками (ср. «Книга притчей Соломоновых» 3, 11, 1: μὴ ὀλιγώρει παιδείας κυρίου; 1, 2, 1: σοφία καὶ παιδεία; «Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова» 1, 27, 1 и др.) слово «пайдейя» было воспринято эллинизированным иудейством (Филон Александрийский), а в дальнейшем ранним христианством и патристикой.
Литература:
1. Jäger W. Paideia, die Formung des Griechischen Menschen, Bd. 1–3. В., 1954–55;
2. Marrou H.-I. Histoire de lʼéducation dans lʼantiquité, 6 ed. P., 1965;
3. Йегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997 (перевод W.Jäger, Bd. 2);
4. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998.
М.А.Солопова, Ю.А.Шичалин
 

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x