ПИРРОН

0 79

ПИРРОН (Πύρρων) из Элиды (приблизительно 365–275 до н.э.) – греческий философ, основатель античного скептицизма. Учился у софиста Брисона из Гераклеи (близкого к Мегарской школе), потом у демокритовца Анаксарха из Абдер, вместе с которым участвовал в восточном походе Александра Македонского и «общался» с индийскими гимнософистами и персидскими магами (Diog. L. IX 61). Первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии. Не писал философских «трактатов»; термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы (Sext. Pyrrh. Hyp. 1, 7), отсюда трудности реконструкции первоначального учения Пиррона и его дифференциации от неоскептической традиции Энесидема – Секста Эмпирика. В целом для последней более характерна логико-гносеологическая, для Пиррона – морально-психологическая ориентация.
Наиболее аутентичное изложение основ пирроновского скепсиса – свидетельство Аристокла (у Евсевия, Pr. Eu. XVI 18, 1–4 = Пиррон, test. 53 Decleva Caizzi), цитирующего Тимона из Флиунта. Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: Вещи не- или без-различны (ἀδιάφορα), неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения (ἀνεπίκριτα); наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». 3) Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (γαλήνη, собств. «штиль», полное отсутствие волнения). Скептическое сомнение у Пиррона не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Индифферентизм и девальвация всех конвенциональных ценностей человеческого существования, понимаемые как избавление от «бредового наваждения» (τῦφος), не ведут при этом ни к отшельничеству, ни (как у киников) к социальному аутсайдерству или эпатированию обывателей (Пиррон принимает должность верховного жреца и удостаивается бронзовой статуи за заслуги перед городом). Абсолютная автономия личности и полный отказ от желаний, «первейшего из всех зол» (test. 65), подавление всех эмоций (особенно страха и боли) доводится до преодоления инстинкта самосохранения: смерть «ничуть не более» страшна, чем жизнь. Ближайшими учениками Пиррона были Тимон из Флиунта, Гекатей Абдерский и учитель Эпикура Навсифан. Формальное влияние он оказал на скепсис Средней Академии (Аркесилай).
Свидетельства:
1.  Pirrone, Testimonialize, a cura di F. Decleva Caizzi. Napoli, 1981 (c. 17–26 библ.) (тексты, итал. пер. и комм.);
2.  Long A.A., Sedley D.N. The Hellenistic Philosophers. Cambr., 1987, v. 1, p. 13–24, v. 2, p. 1–17.
Литература:
1.  Robin L. Pyrrhon et le scepticisme grec. P., 1944 (repr. N. Y., 1980);
2.  Flintoff E. Pyrrho and India. – «Phronesis» 25, 1980, p. 88–108;
3.  Stopper M.R. Schizzi pirroniani. – Там же. 28, 1983, p. 265–97;
4.  Reale G. Ipotesi per una rilettura della filosofia di Pirrone di Elide. – Giannantoni G. (ed.). Lo scetticismo antico. Napoli, 1981, vol. 1, 243–336;
5.  Ausland H.W. On the Moral Origin of the Pyrrhonian Philosophy. – «Elenchos» 10, 1989, p. 359–434;
6.  Bett R. Aristocles on Timon on Pyrrho: the text, its logic, and its credibility. – «Oxford Studies in Ancient Philosophy», 12, 1994, p. 137–181;
7.  Brunschwig J. Once Again on Eusebius on Aristocles on Timon on Pyrrho. – Он же. Papers in Hellenistic Philosophy. Cambr., 1994, p. 190–211;
8.  Hankinson R.J. The Sceptics. L.–N. Y., 1995.
А.В.Лебедев
 

Смотрите также  ДАММИТ
Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x