По теме № 7

0 260

По учебной дисциплине актуальные проблемы уголовного права
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ«Уголовно-правовые средства противодействия коррупции»
по специальности 030505.65 Правоохранительная деятельность
Время – 2часа
Фондовая лекция подготовлена начальником кафедры уголовного права, полковником милиции, доктором юридических наук, профессором М.Ф. Костюком
Рецензенты: Т.А. Хабибуллин– начальник кафедры психологии и криминологии Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Р.Г. Тляумбетов – адвокат Башкирской республиканской коллегии адвокатов, кандидат юридических наук.
 
Обсуждена и одобрена на
на заседании кафедры
«16» ноября 2009 г., протокол № 6
 
УФА 2009
Цель лекции:уяснение актуальных проблем о уголовно-правовых средствах противодействию коррупции, о понятиии коррупции, вопросы квалификации взяточничества, коммерческого подкупа.
 
Дидактические материалы к лекции – компьютерная графика.
 
Литература
 
Основная:
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 200. Ст.2. С. 4.
2. Уголовный кодекс РФ, глава 21. М.: Проспект, 2008. С. 158-168.
3. ФЗ от 31 октября 2002 г. №133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях» // СЗ РФ. №44. Ст. 4298.
4. ФЗ от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» // СЗ РФ. №50. Ст. 4848.
5. ФЗ РФ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» №73-ФЗ от 21 июля 2004 г. // СЗ РФ. 2007. №30. Ст. 3091
6. ФЗ РФ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» №283-ФЗ от 30 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2007. №1 (часть I). Ст. 46.
7. ФЗ РФ от 22 июня 2007 г. №116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемое за административное правонарушение» // СЗ РФ. №25. Ст. 3089
8. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // СПС Консультант Плюс.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (ред. 06.02.2007 г.) // БВС РФ. 2000. № 4.
10. А.В Корнеева Теоретические основы квалификации преступлений. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
11. А.И. Рарог Настольная книга судьи по квалификации преступлений. М., 2007.

Смотрите также  Статья 703. Работы, выполняемые по договору подряда

12. Г.А. Есаков, А.И. Рарог, А.И. Чучаев Настольная книга судьи по уголовным делам. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
13. Крепышев А.М., Поезжалов В.Б., Сафин У.З., Хабибуллин Т.А. Проблемы квалификации взяточничества: методические рекомендации. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006. — 16 с.
14. Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2000.
15. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Т.2. Особенная часть. М., 2004. С. 183-236.
16. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / Под ред. д.ю.н., проф., Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева. М.: Норма, 2005. С. 390-424.
17. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: коммент. судебной практики и доктрин. толкование / А.В. Наумов; под ред. Г.М. Резника. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 341-391.
18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Чекалин; под ред. В.Т. Томина. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 480-519.
20. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. А.И. Рарога. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 111-142.
21. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Испр. и доп. М.: Инфра-М Контракт, 2006. С.119-128.

Дополнительная:
1. Александров С.Г. Развитие уголовного законодательства о коррупции // Российский следователь. 2007. № 20. С. 12-14.

2. Алексеев И.А. Взятка: преступление и наказание // Юридический справочник руководителя. 2005. № 2. С. 26-30.
3. Бочков С.О. Составы коррупционных преступлений: имплементация международных норм в российское уголовное право // Право и безопасность. 2006. № 3-4. С.51-65.
4. Гончаренко Г.С. Основные виды коррупции с точки зрения правовых институтов // Юристъ-правоведъ. 2008. № 1. С.70-73.
5. Гончаренко Г.С. Понятие, виды и механизм коррупции с точки зрения правовых институтов // Криминологический журнал. 2007. № 3-4. С. 58-61.
6. Егорова Н.А. К концепции уголовного законодательства России о противодействии коррупции // Российская юстиция. 2007. № 8. С. 11-12.
7. Макаров С.Д. Квалификация взяточничества и коммерческого подкупа по объективным признакам //Уголовный процесс. 2008. №9. С.3-9.
8. Смоляная Н.Г. Проблемы повышения эффективности уголовной ответственности за взяточничество//Юристъ-правоведъ. 2008. №3. С.52-56.
 
 
План:
Введение…………………………………………………………………….…..6
1. Международно-правовой аспект противодействия коррупции в уголовном законодательстве России …………………………………………………………………..7
2. Квалификация взяточничества …………..…………………………………14
3. Уголовно-правовой злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностных полномочий (ст. ст. 285, 286 УК РФ)…………………………………………………………………………24
4. Коммерческий подкуп ……………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………..……..43
 
 
Введение
Актуальность темы. С момента введения в действие УК РФ 1996 г. уголовное законодательство об ответственности за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях изменялось неоднократно:
1. ФЗ от 31 октября 2002 г. №133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях»[1];
2. ФЗ от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»[2];
В последние годы наблюдается крайне высокая степень поражен­ности сферы государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления коррупционными и ины­ми видами криминальных деяний. Острота проблемы уголовно-правового противодействия в рассматриваемой сфере заключается прежде всего в том, что, во-первых, эта сфера подвержена преступным посягательствам, в защите от которых она нуждается, во-вторых, это та сфера деятельности, состо­яние которой значительно снижает или усиливает криминогенность общества в целом, активно влияет на динамику, структуру и уровень преступности, в-третьих, система государственной власти является главным субъектом борьбы с преступностью, обеспечивая правоохра­нительную функцию государства[3].
1. Международно-правовой аспект противодействия коррупции в уголовном законодательстве России.
Противодействие коррупции рассматривается нами как одно из важнейших направлений уголовной политики. Это обусловлено тем, что коррупция приобрела повсеместный характер, ее масштабы и темпы распространения таковы, что если государство и не примут решительных действий, если не хватит твердой политической воли и гражданского мужества, то дальнейший демократический путь развития России закрыт.
В развитии этого положения 29 мая 2008 г. издан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», [4] который вступил в силу со дня его подписания. В целях создания системы противодействия коррупции в РФ и устранения причин, ее порождающих. Этим Указом образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции. Основными задачами Совета являются:
— подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
— координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции.
31 июля 2008 г. Президент РФ утвердил Национальный план противодействия коррупции,[5] где предусмотрены «Меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции (раздел 1)». При этом дается понятийный аппарат. Так, «коррупция» определяется как социально-юридическое явление, а «коррупционное правонарушение» — как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность.
Противодействие коррупции рассматривается как скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий.
Общее определение рассматриваемого социального явления разработали эксперты, согласно которому, под коррупцией понимается взяточничество (подкуп) и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или из другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или любого другого лица[6].
Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции». Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Смотрите также  Ограничение свободы

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x