Право парламента выносить вотум недоверия правительству

0 113

ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПАРЛАМЕНТА
Принципы парламентаризма.

Основные понятия и категории парламентаризма.

Парламентско-комитетская система
 
Парламентско-комитетская система известна также под названиями Аббатское правительство, или Ассамблея, и основана на опыте Франции и якобинской конституции, принятой в 1793 г. В настоящее парламентско-комитетская форма правления существует только в Швейцарии и основана на доминировании законодательной ветви власти, избираемой народом путем свободных выборов. Две другие ветви власти — законодательная и судебная — организуются парламентом и зависят от него. Данная форма правления отличается единым характером государственной власти и главное ее преимущество — «существующая система взаимодействия между партиями». В данной ситуации ключевой становится проблема оценки уровня демократии, поскольку принцип разделения властей традиционно один из основополагающих признаков демократии. Ответ очевиден: демократия в Швейцарии охраняется правителем, которым в данном случае выступает народ, имеющий доступ к реализации механизмов
прямой демократии в любых проявлениях. Парламент практически постоянно «ощущает пульс народа» и не может рисковать, принимая неудачные или противоречивые решения, так как народ может их не поддержать. В данной системе запрещено объединение функций депутатов и членов правительства, не дозволяется роспуск парламента до окончания срока его полномочий. Также не существует механизмов роспуска кабинета министров. При такой форме правления коррективы могут вноситься только в процессе парламентских дискуссий и на основании их результатов.
 
 См. Глоссарий.
 
 Как известно, в парламентских системах один из способов осуществления парламентом контроля над правительством — это процедура вынесения парламентом вотума недоверия всему правительству или отдельным его членам, которая помимо всего прочего является достаточно эффектным зрелищем. Подобные сдерживающие меры по отстранению членов правительства от власти свидетельствуют о негативной оценке деятельности правительства и его неспособности к выполнению своих функций. Ответственность правительства перед законодательной властью — основа парламентаризма. В связи с этим можно отметить, что в разных странах механизмы вынесения вотума недоверия характеризуются различной степенью сложности. Следовательно, институт вынесения вотума недоверия является фактором, дифференцирующим парламентские системы. В странах с простой процедурой вынесения вотума недоверия, для которой не требуется квалифицированного большинства, отношения законодательной власти с правительством тесные и строятся на взаимопонимании, поскольку правительство на протяжении срока действия своих полномочий не должно ставить под угрозу деятельность парламента. С другой стороны, при сложной процедуре вынесения вотума недоверия происходит укрепление позиций правительства в отношениях с парламентом. На основе анализа конституций различных стран можно заключить, что тенденция к ограничению права парламента на вынесение вотума недоверия становится все более популярной

Смотрите также  Публичная администрация в зарубежных странах

в демократических странах с парламентской формой правления.
 
Для парламента невыгодна, например, юридически узаконенная возможность отложить рассмотрение вотума недоверия, вынесенного депутатами. Это относится к ситуации, когда парламентское голосование проводится только через 48 часов после вынесения предложения или даже через несколько дней после этого. Теоретически это делается для того, чтобы дать депутатам проанализировать ситуацию и избежать возможности принятия решения под воздействием эмоций. На самом деле, у премьер-министра и членов правительства появляется время на получение дополнительной информации, обсуждение вопроса с членами парламента, оказание воздействия на принимаемое решение и оценку его последствий для правительства. Таким образом, через семь дней может оказаться, что в парламенте не набралось необходимое большинство для принятия выдвинутого предложения, хотя оно и присутствовало ранее. Свобода парламента по осуществлению функции контроля также ограничена все чаще применяемой процедурой вынесения конструктивного вотума недоверия, при которой можно отправить в отставку правительство или премьер-министра только при одновременном назначении преемника.
 
В данной ситуации перед парламентом стоит более сложная задача, чем при обычной процедуре вынесения вотума недоверия, поскольку нужно за короткий срок найти кандидата на пост премьер-министра. Следовательно, предложения о вынесении конструктивного вотума недоверия рассматриваются редко. Поэтому данная форма законодательства является выгодной для правительства. Попытки сосредоточения контролирующей функции парламента в одной палате свидетельствуют об укреплении роли правительства и ограничении законодательной власти. Принцип ответственности правительства перед двумя палатами парламента отменен в большинстве стран с двухпалатной формой организации парламента.

Смотрите также  Должностные лица парламента и их правовое положение

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x