ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ

0 62

Общее (общесоциальное) предупреждение преступности реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.
Специфика переходного периода такова, что в различных сфе-
п
;
ах социальной жизни более заметны кризисы, диспропорции, дру-ие негативные явления, детерминирующие преступность, нежели юзитивные факторы, изначально противостоящие ей. Тем более невозможна в нынешних условиях трактовка общесоциального предупреждения преступности в прежних понятиях и измерениях.
Из этого, конечно, не следует, что общесоциальное предупреждение преступности стало невозможным, бессмысленным или бесполезным. Скорее наоборот: признание того, что преступность является уже прямой и очень серьезной угрозой национальной безопасности, актуализирует значение и роль данного вида предупредительной деятельности. В этом одно из существенных проявлений саморегулирующего начала в жизни общества. В нынешней российской действительности, несмотря на сложности и трудности переходного периода, появляются дополнительные (в принципе не новые, но основательно забытые) возможности противостояния преступности на общесоциальном уровне, например, связанные с позитивными сторонами рыночных преобразований или нравственными ценностями религиозных конфессий.
Остается незыблемым тезис об определяющем, базисном характере подсистемы общесоциального предупреждения в ряду всех мер упреждающего противодействия преступности.
Сохраняются, во многом проявляясь по-новому, следующие признаки мер общего предупреждения: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность, радикальность. Благодаря этим характеристикам общее предупреждение представляет собой основу, фундамент специального предупреждения — упреждающего противостояния преступности.
Так, целенаправленные усилия сотрудников правоохранительных органов и специализированных общественных формирований по организации в каникулярное досуга трудных под-

ростков, состоящих на учете в милиции, могут рассчитывать на успех лишь в условиях, когда общество, государство, его образовательно-воспитательные структуры уделяют необходимое внимание вопросам жизнеобеспечения, развития и социализации подрастающего поколения (на это выделяются необходимые средства, проводится продуманная социальная политика по охране интересов и улучшению положения детей и т.д.). Точно так же специальные меры предупреждения экономических преступлений могут быть результативными в том случае, если они осуществляются в условиях нормальной работы экономических, финансовых, контрольных механизмов.

Общее (общесоциальное) предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в самом широком смысле этого слова. Например, в сфере экономики -это развитие производства на основе современных технологий, продуманная структурная и инвестиционная стратегия, справедливое перераспределение собственности, укрепление национальной валюты и всей финансовой системы, снижение инфляции и многие другие аспекты совершенствования экономических, а также тесно связанных с ними распределительных отношений.
В сфере политической — это становление и развитие новой российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.
В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований; устранение резкого социального расслоения общества; поддержки малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения: ограничение негативных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и т.п.
Что касается духовной сферы жизни, то нравственность всегда противостоит преступности, а безнравственность интенсивно продуцирует ее. Если в целом, государство, его структуры, а также отдельные люди руководствуются идеями добра и справедли-» вости, живут по законам нравственности, то они могут успешно

Смотрите также  Статья 247. Незаконное обращение с радиоактивными материалами

противостоять криминогенному прессу экономической разрухи, социальных бедствий и неурядиц, других криминогенных факторов базисного, глубинного характера.

Общесоциальное предупреждение действует и в правовой сфере. Это, например, совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных от-шений иного характера (трудовых, семейных и т.д.), которые, бу-1учи нормативно неупорядоченными, могут играть криминогенную
•ОЛЬ.
Таким образом, меры общесоциального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, они воздействуют практически на все виды, группы, разновидности причин, условий и других детерминант преступности. Многоаспектный, комплексный характер предупреждения преступности наиболее ярко проявляется именно на общесоциальном уровне. При этом сильной стороной общесоциального предупреждения является взаимосвязь различных по содержанию мер (экономических, социальных, культурно-воспитательных, правовых и др.), а также способность на основе взаимного дополнения (поддержки, обогащения) не просто суммировать эффект антикриминогенного воздействия, а придавать ему новое, несравненно более высокое в смысле результативности качество.
Основная ударная сила общесоциального предупреждения направлена на причины, условия, иные детерминанты преступности, во всем их многообразии, включая «причины причин». Криминогенно значимые издержки, теневые стороны крупномасштабных социальных процессов и явлений проявляются в одних случаях как возможность (абстрактная или реальная), в других — как состоявшаяся наличность, факт социального бытия или общественного сознания. Здесь очень важно не упустить время: чем раньше начнется предупредительное воздействие на криминогенные факторы, тем больше у него шансов на успех.
Нельзя не отметить того, что до последнего времени ситуация в стране была такой, при которой сама по себе постановка вопроса об антикриминальной роли прогрессивного развития общества и соответственно о предупреждении преступности на общесоциальном Уровне вызывала сомнения и даже возражения, в которых был оп-

Смотрите также  Понятие и система Особенной части уголовного права

ределенный резон. В первое десятилетие реформ (90-е годы XX века) в различных сферах социальной жизни были более заметны глубокие противоречия, масштабные диспропорции, разнообразные кризисные явления, интенсивно воспроизводящие преступность, нежели факторы позитивного характера, изначально, по своей антикриминальной сути противостоящие ей. Но, начиная с 2000 г., положение стало постепенно выправляться. Позитивные изменения, которые начали происходить в экономике, социальной сфере, организации власти, культурной среде общества, правовой системе, во всей внутренней и внешней политике государства, избавляющегося от серьезных деформаций, получивших распространение на старте реформ, создают более благоприятные условия для осуществления мер предупреждения преступности на общесоциальном уровне1.
Следует подчеркнуть особую роль и значимость криминологического сопровождения крупномасштабных социальных явлений и процессов. Этим целям служит, прежде всего, криминологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета — экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели. Чаще всего понятие «криминологическая экспертиза» употребляется применительно к законотворческой работе. В действительности же наряду с законопроектами криминологической экспертизе могут подвергаться проекты концепций, федеральных и региональных целевых программ, различного рода основных положений, основных направлений и других документов. Предпочтительнее проводить экспертизу на стадии разработки и обсуждения проектов, когда в них легче внести необходимые с криминологических позиций коррективы, изменения и дополнения. Однако, возможна экспертиза уже состоявшихся (принятых, утвержденных) решений. Нельзя отрицать возможности и целесообразности экспертизы криминальной ситуации в целом, а также отдельных ее параметров.
См. подробнее: Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 28.

Смотрите также  Висновок. 1. Для підтвердження або спростування тих чи інших теорій створюється науково-методична і організаційна база для проведення широких кримінологічних досліджень

Если в процессе проведения криминологической экспертизы появится необходимость участия в ней не только криминологов, но и экономистов, политологов, демографов, психологов, педагогов, других специалистов, может быть принято решение о междисциплинарной или комплексной экспертизе.
По результатам экспертного исследования составляется заключение, представляющее собой научно обоснованные криминологические рекомендации и предложения, реализация которых призвана способствовать предупреждению преступности. В частности, эксперты могут рекомендовать развить, дополнить, конкретизировать позитивные стороны планируемых или уже проводимых мероприятий с целью усиления их антикриминогенного потенциала или. наоборот, снять, устранить какие-то положения, которые открывают простор для действия криминогенных факторов, и тем самым способствуют совершению преступлений.
Назначение и проведение криминологических экспертиз должны иметь правовую основу, законодательное закрепление. Наряду с криминологическими экспертизами криминологи включаются в общесоциальное предупреждение преступности в иных формах. В частности, они принимают участие в качестве консультантов в планировании социального развития регионов, отраслей, отдельных объектов, в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, участвуют в разработке проектов законов, направленных на борьбу не только с преступностью, но и такими фоновыми явлениями, как пьянство, алкоголизм, проституция, наркотизм и др.
В заключение отметим: недавно в криминологической литературе высказана точка зрения, согласно которой «то, что обычно трактуется как общесоциальное предупреждение преступности, несомненно, воздействует на нее, ее причинный комплекс, но не в качестве одного из уровней предупредительной деятельности, а в роли предпосылок (необходимых условий, базиса, фундамента) этой деятельности»1.
Постановка вопроса очень интересная и во многом привлекательная, ибо она исходит из общенаучного, философского понима-
Герасимов С. И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. М., 2001. С. 15.

ния сути человеческой деятельности как целенаправленного овладения объекта субъектом, а главное — ориентирует на необходимость активных усилий по задействованию в антикриминальной стратегии того, что в условиях жизни общества, его экономической, политической, культурной и иных сферах дано лишь как возможность (абстрактная или реальная) превентивного противостояния преступности, для превращения которой в действительность требуется эффективное социальное управление.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику общесоциального предупреждения пре ступности.
2. Что такое криминологическая экспертиза, как она проводится?

Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x