Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования

0 132

Тема — 20. Преступность несовершеннолетних
 
Учебные вопросы:
1. Преступность несовершеннолетних как объект криминологического исследования
2. Основные криминологические характеристики преступности несовершеннолетних
3. Особенности борьбы с преступностью несовершенно­летних
 Необходимость выделения для самостоятельного крими­нологического исследования преступности несовершеннолет­них объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охра­не жизни и здоровья подрастающего поколения и формиро­ванием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как само­стоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом.
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации со­вершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловлен­ными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (от­носительно ограниченный период формирования личности, изменчивость социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), осо­бенностями личностных, социально-групповых, психологиче­ских и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спе­цификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.
Однако самым главным для выделения преступности не­совершеннолетних в самостоятельный объект исследования является то, что криминологическая характеристика преступ­ности несовершеннолетних предопределена самой формулой закона, которая в отдельной главе Уголовного кодекса РФ закрепила особенности уголовной ответственности и наказа­ния лиц данного контингента, установила возрастные крите­рии выделения его в особую демографическую группу пре­ступников. При этом, если учитывать, что ее нижние грани­цы — 14 лет и верхние — 18 лет носят в определенной сте­пени условный характер, хотя и связаны с требованиями воз­растной психологии и уголовной политики, а также с тем, что до достижения возраста уголовной ответственности не­совершеннолетние совершают значительно большее — в 4— 5 раз — число общественно опасных действий, аналогичных по объективной стороне уголовно наказуемым действиям, то понятно, насколько значительны сложности при изучении состояния, тенденций и генезиса преступности несовершен­нолетних, изучении личности преступника, при разработке применительно к этой возрастной группе лиц мер профилак­тики и уголовно-правового реагирования.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее подда­ются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подрост­кам, совершающим первые, не представляющие большой об­щественной опасности правонарушения, в значительной сте­пени позволяют не допустить формирования у этих лиц стой­кой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.
Все это вместе обусловливает необходимость всесторон­него анализа преступности несовершеннолетних как относи­тельно самостоятельного феномена, проработки мер по ее пре­дупреждению. Речь в данном случае идет об особенностях подхода, а не об особом подходе, изолирующем изучение преступности несовершеннолетних от изучения других ее видов. Именно поэтому в предмет изучения преступности несовершеннолетних криминологами обязательно включаются вопросы о ее месте во всей преступности, о соотношении преступности молодежи и взрослых (в том числе о влиянии возраста начала преступной деятельности на рецидив, о влия­нии взрослых преступников на несовершеннолетних и т. п.).
Вот почему представляется нецелесообразным употреб­ление термина «криминология несовершеннолетних», как бы выделяющего проблемы этой преступности из единой науки криминологии.
В методологическом отношении неправильно также срав­нивать показатели преступности несовершеннолетних и всей преступности, как будто речь идет о самостоятельных явле­ниях. Фактически в этом случае осуществляется сравнение части и целого, включающего эту часть. Сравнение необхо­димо вести по принципу «часть с частью», выделяя показа­тели групп различной криминальной активности: в среде не­совершеннолетних, молодых взрослых (18—21 год) и более старших возрастных контингентов.
 

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x